Устройство управления угловым движением судна
Авторы патента:
Изобретение относится к автоматизации управления подвижными объектами, в частности управления движением морских судов. Целью изобретения является повышение надежности функционирования устройства путем снижения уровня шумов в тракте управления рулевым приводом судна. Поставленная задача решается путем введения в устройство блока восстановления угловой скорости, датчика скорости хода и дополнительного сумматора. 1 ил.
Изобретение относится к области автоматического управления подвижными объектами, в частности движением морских судов.
Известно устройство для управления движением судна [1], в котором формируется ПИД-закон управления, сигнал производной получается путем дифференцирования сигнала угла рассогласования по курсу. Недостатком устройства является сильная зашумленность сигнала угловой скорости судна, что приводит к снижению запаса устойчивости рассматриваемой системы регулирования и слишком большим нагрузкам на рулевой привод при развитом морском волнении. Устройство [2] отличается от устройства [1] более совершенным переходом с режима маневра на режим стабилизации курса судна, для чего используется блок упрощенной модели судна, с помощью которой удается вырабатывать заданное значение курса, равное будущему "предсказанному" значению по окончании переходного процесса. Устройству [2] присущи недостатки устройства [1]. Известна также система стабилизации курса судна [3], принятая в качестве прототипа, содержащая датчики курса и угла перекладки руля, датчик углового ускорения, выполненный в виде двух разнесенных по судну линейных акселерометров, интеграторов и сумматоров для выработки сигнала угловой скорости судна, и суммирующий усилитель для управления рулевым приводом. Недостатком системы является корректировка восстановленного сигнала угловой скорости по невязке восстановленного угла рыскания и измеренного приращения угла курса. Цель изобретения - повышение надежности функционирования устройства путем снижения уровня шумов в тракте управления рулевым приводом. Для этого в устройство, содержащее датчик перекладки руля и задатчик угловой скорости, выходы которых подключены соответственно к первому и второму входам сумматора-усилителя, выход которого подключен к рулевому приводу, датчик углового ускорения, выход которого подключен к третьему входу сумматора-усилителя и через первый интегратор соединен с четвертым входом сумматора-усилителя, введены первый сумматор, датчик скорости хода и блок восстановления угловой скорости, содержащий второй, третий и четвертый интеграторы, пять множителей и второй сумматор. Указанные выше отличительные признаки в совокупности обеспечивают появление в заявляемом объекте ряда новых свойств, заключающихся в существенном повышении надежности и качества автоматического управления морским судном. Повышение надежности и качества достигается восстановлением угловой скорости путем интегрирования сигнала углового ускорения и исключения смещения в восстановленном сигнале благодаря введению на вход интегратора невязки восстановленной угловой скорости с блока восстановления и угловой скорости с выхода интегратора. На чертеже приведена схема предлагаемого устройства управления угловым движением судна. Устройство содержит датчик 1 углового ускорения, датчик 2 скорости хода, датчик 3 перекладки руля, задатчик 4 угловой скорости, сумматор-усилитель 5, рулевой привод 6, четыре интегратора 7-10, пять блоков 11-15 перемножения, два сумматора 16, 17 и блок 18 восстановления угловой скорости, входы которого соединены с датчиками перекладки руля и скорости хода, а выходы - с входами усилителя-сумматора 5. Датчик 1 углового ускорения подключен через интегратор 7 и сумматор-усилитель 5 к входу регулятора рулевого привода 6. Второй выход блока 18 восстановления угловой скорости через первый сумматор 16 соединен с вторым входом интегратора 7, а второй вход сумматора 17 соединен с выходом интегратора 7. В процессе движения судна по заданному направлению руль должен находиться в баллансировочном положении. Среднее значение угла перекладки, соответствующее положению, при котором среднее значение внешнего возмущающего момента компенсируется средним управляющим моментом, создаваемым рулем M































Невязка (3) и выход с датчика 1 углового ускорения поступают на вход интегратора 7. Таким образом формируется несмещенный сигнал угловой скорости путем интегрирования сигнала углового ускорения:

















K



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано при транспортировке газов по трубопроводам
Задатчик // 2028668
Изобретение относится к спедствам автоматизации, приборостроению, химической промышленности и может быть использовано в цифроаналоговых преобразователях, дозаторах, пипетках, многопозиционных приводах при формировании источников питания и в частности в пневматических задатчиках
Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано для регулирования моментных характеристик роторов ротативных машин
Регулирующее устройство // 2027215
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для регулирования расхода и давления рабочей среды (жидкости, газа или пара) в системах для авиационной, химической, газовой и других отраслей промышленности
Устройство для регулирования колебаний // 2024912
Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для испытания изделий на импульсные нагрузки
Изобретение относится к вибрационной технике и может быть использовано в вибропитателях, вибротранспортерах, виброподъемниках и т.п
Регулятор давления // 2024910
Изобретение относится к коммунальному газоснабжению и может быть использовано в газобаллонных установках сжиженного газа и для снабжения потребителей природным газом
Изобретение относится к технике измерения и регулирования плотности жидкостей и касается измерителей и регуляторов, обеспечивающих автоматическое измерение и регулирование плотности контролируемой жидкой среды
Изобретение относится к автоматическому управлению движением колесных безрельсовых транспортных средств в процессе обслуживания рабочего участка, когда транспортное средство в процессе обслуживания должно обработать всю площадь участка
Регулятор давления // 2024044
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в пневмогидросистемах транспортных средств
Изобретение относится к области неразрушающего контроля технологических процессов в строительной индустрии и может быть использовано для получения данных о параметрах предварительно напряженных арматурных элементов (стержней, канатов и т.д.) при изготовлении железобетонных конструкций, в частности, для определения требуемого удлинения арматурного элемента, измерения напряжений в арматурном элементе и корректировки его длины
Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы
Регулятор давления газа // 2103719
Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания
Электромагнитный регулятор давления // 2103720
Изобретение относится к области автоматического регулирования, предназначено для регулирования давления жидкости или газа и может быть использовано в системах гидропневмоавтоматики как звено, преобразующее входной электрический сигнал в давление жидкости или газа на выходе системы, управляющей гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами
Регулятор скорости объекта // 2106681
Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта
Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)
Комбинированный регулятор давления // 2108615
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах коммунального газоснабжения
Система управления транспортным средством // 2109319
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами
Регулятор давления газа // 2110084
Изобретение относится к технике автоматического регулирования давления газа и может быть использовано как в промышленности, так и в быту