Двигатель с внешним подводом тепла
Использование: энергетика, в частности преобразователи тепловой энергии в механическую энергию. Сущность изобретения: двигатель содержит корпус и ротор, составные части которого выполнены в виде двух сосных с центральными отверстиями дисков, связанных с выходным валом двумя идентичными зубчатыми передачами, а между собой термочувствительными элементами в виде лопаток, набранных из тонкостенных узких пластин, а также генератор тепла. Один из дисков установлен в корпусе с возможностью вращения, а другой связан с корпусом шариками, размещенными в его кольцевой канавке и в продольных параллельных диаметру этого диска канавках, выполненных на корпусе, при этом имеется дополнительный шарик, установленный в кольцевой канавке и в углублении торца стержня, размещенного в корпусе с возможностью возвратно-поступательного движения и подпружиненного относительно корпуса, а центр этого шарика лежит на диаметре кольцевой канавки, относительно которого параллельны эти продольные канавки и находятся по обе стороны относительно него. 3 ил.
Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии в механическую за счет тепловых деформаций термочувствительных твердых элементов и может быть использовано в качестве привода в различных областях народного хозяйства.
Известны различные двигатели с внешним подводом тепла. Например, тепловой двигатель, содержащий корпус, в котором эксцентрично один относительно другого установлены с возможностью вращения два стаканообразных барабана, шарнирно соединенных между собой тепловыми элементами и зубчатой передачей, выполненной в виде двух идентичных зубчатых колес, каждое из которых соосно прикреплено к одному из барабанов, и промежуточное зубчатое колесо, введенное в зубчатое зацепление с каждым из зубчатых колес барабанов. У этого двигателя мала жесткость конструкции и невозможно получить большой крутящий момент на вале отбора мощности. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является двигатель с внешним подводом тепла, содержащий корпус и ротор с двумя эксцентричными кольцами, связанными с выходным валом зубчатой передачей, выполненной в виде двух зубчатых венцов, связанных друг с другом внутренним зубчатым зацеплением, одно из колец выполнено в виде зубчатого венца передачи и втулки, соединенных между собой термочувствительными элементами в виде тонкостенных лопаток, а второй зубчатый венец передачи выполнен на другом кольце и втулка выполнена в виде двух обручей, выполненных один в другом с зазором, на одном обруче выполнены осевые канавки, а на другом - выступы, взаимодействующие с канавками. Однако в этом двигателе надежность мала из-за передачи крутящего момента непосредственно через термочувствительные элементы с изгибающим моментом на них. Целью изобретения является повышение надежности двигателя. Применение предложенного двигателя позволяет иметь простой и надежный двигатель с внешним подводом тепла, через термочувствительные элементы в котором не передается крутящий момент. Поставленная цель достигается тем, что двигатель содержит корпус и ротор, составные части которого связаны между собой термочувствительными элементами в виде лопаток, набранных из тонкостенных узких пластин, и двумя идентичными зубчатыми передачами с выходным валом, а также генератор тепла. Эти составные части ротора выполнены в виде двух соосных дисков с центральными отверстиями, один из которых связан с корпусом подпятником, а другой - тремя шариками, находящимися в кольцевой радиусной канавке, выполненной на другом диске с центром на его оси вращения. Один из этих шариков находится в сферическом углублении торца стержня, находящегося в корпусе с возможностью возвратно-поступательного движения и подпружиненного относительно него, а два других шарика находятся и в канавках, выполненных на корпусе параллельно диаметру, проходящему через центр кольцевой канавки и центр первого шарика, симметрично этому диаметру и на расстоянии по дуге кольцевой канавки, находящейся на половине окружности, противоположной первому шарику. На фиг. 1 схематично показан предложенный двигатель, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1 (взаимное расположение шариков и канавок). Двигатель содержит корпус 1 и ротор 2. Ротор 2 состоит из двух соосных дисков 3 и 4 соответственно с центральными отверстиями 5 и 6. Диски 3 и 4 связаны между собой лопатками 7, расположенными по их окружности и набранными из тонкостенных узких пластин 8 толщиной 0,5-7 мм, имеющих изгиб все в одном направлении в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения дисков 3 и 4, с одинаковым его радиусом длиной 50-3000 мм при выполнении их по изогнутости биметаллическими, например из металлических пар: дюралюминий - титан или вольфрам, и при выполнении их по изогнутости с термомеханической памятью, например из нитинола или титано-никелевого сплава. При выполнении пластин 8 из металла, имеющего большую теплопроводность и большой коэффициент линейного расширения, например дюралюминия, они изгиба не имеют. Диск 3 связан с корпусом 1 подшипником 9, удерживающим его от радиальных перемещений и в качестве подпятника от осевых перемещений. Диск 4 связан с корпусом 1 шариком 10 и двумя шариками 11, находящимися в соосной ему кольцевой радиусной канавке 12. Шарик 10, кроме того, находится и в сферическом углублении 13, выполненном на торцевой части стержня 14, находящегося в корпусе 1 с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси диска 4 и подпружиненного относительно корпуса 1 цилиндрической пружиной 15. Шарики 11 находятся, кроме того, и в радиусных канавках 16, выполненных для каждого из них по одной на корпусе 1 вытянутыми параллельно диаметру канавки 12, проходящему через центр шарика 10, симметрично ему и на расстоянии друг от друга по дуге канавки 12, опирающейся на угол

Формула изобретения
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА, содержащий корпус и ротор, составные части которого связаны между собой термочувствительными элементами в виде лопаток, набранных из тонкостенных узких пластин, и двумя одинаковыми зубчатыми передачами с выходным валом, генератор тепла, отличающийся тем, что составные части ротора выполнены в виде соосных дисков с центральными отверстиями, один из которых размещен в корпусе с возможностью вращения, а другой связан с корпусом через шарики, установленные в кольцевой канавке последнего и в продольных параллельных диаметру диска канавках, выполненных на корпусе, при этом установлен дополнительный шарик, размещенный в кольцевой канавке с тем же центром в углублении торца стержня, установленного в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения и подпружиненного относительно корпуса, а центр дополнительного шарика размещен на диаметре кольцевой канавки, относительно которого параллельны продольные канавки и размещены по обе стороны относительно него.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3