Силовая установка
Использование: в авиационном, судовом и транспортном двигателестроении. Сущность изобретения: установка снабжена двигателем внутреннего сгорания (ДВС), соединенным своим входом с выходом теплообменника, рабочая полость ДВС через клапаны сообщена с входом и выходом каналов полузамкнутой системы охлаждения. Система газодинамического регулирования камеры сгорания имеет струйные сопла с эжекторами, ресивер, распределитель газа по струйным соплам, центральный распределитель газа, соединенный входом с выходом ДВС. 3 ил.
Изобретение относится к авиационному, а также к судовому и транспортному двигателестроению.
Известен ГТД [1] , в котором для интенсификации охлаждения деталей турбины используется пульсирующий поток охлаждающего воздуха. Пульсирующий поток создается специальным устройством - пульсатором. К недостаткам двигателя следует отнести небольшую величину плотности воздуха, используемого для охлаждения горячих деталей турбины, и, как следствие, небольшую глубину их охлаждения. В результате невозможно существенно повысить температуру газа перед турбиной. Указанные недостатки устранены в двигателе-прототипе [2]. Он содержит основной контур, включающий компрессор, камеру сгорания с жаровой трубой, систему газодинамического регулирования камеры сгорания с трактом струйных завес, имеющим ряды коллекторов струйных завес в жаровой трубе и распределитель газа по этим рядам, турбину, охлаждаемую воздухом высокого давления, вспомогательный контур, состоящий из последовательно соединенных теплообменников, дополнительного компрессора, каналов охлаждения турбины основного контура, дополнительных камеры сгорания и турбины. К недостаткам двигателя-прототипа [2] следует отнести следующее. При небольших габаритах основного контура двигателя и небольшой величине расхода воздуха, проходящего через него, а также при высоких Пк* размеры вспомогательных компрессора и турбины, являющихся конструктивными элементами проточной части вспомогательного контура, становятся очень малыми. В результате КПД этих лопаточных машин сильно уменьшаются и эффективность вспомогательного контура резко падает. Целью изобретения является устранение отмеченного недостатка, повышение КПД и надежности работы двигателя. Цель достигается тем, что во вспомогательный контур включен двигатель внутреннего сгорания, имеющий пять клапанов: первый клапан соединяет полости последовательно соединенных по горячей стороне воздухо-воздушного и топливо-воздушного теплообменников и цилиндра двигателя внутреннего сгорания, второй и третий клапаны закрывают входное и выходное отверстия каналов охлаждения турбины основного контура, четвертый клапан соединяет полости цилиндра двигателя внутреннего сгорания и камеры сгорания основного контура, пятый клапан связывает подпоршневое пространство с полостью над поршнем; в систему газодинамического регулирования камеры сгорания включены ряды струйных сопл, установленных напротив соответствующих рядов отверстий в коллекторах струйных завес в жаровой трубе; тракт системы регулирования включает центральный распределитель с подсоединенными к нему трактами струйных сопл и коллекторов струйных завес; тракт струйных завес дополнительно содержит ресивер, соединяющий центральный распределитель с распределителем газа по рядам коллекторов струйных завес, а тракт струйных сопл включает распределитель газа по рядам струйных сопл, подключенные к нему эжекторы, причем входные сечения эжектирующего и эжектируемого газа подключены соответственно к распределителю газа по рядам струйных сопл и через дроссели - к соответствующим трактам коллекторов струйных завес между распределителем газа по рядам коллекторов струйных завес и коллекторами струйных завес, а выходные сечения эжекторов соединены соответствующими рядами струйных сопл. Использование двигателя внутреннего сгорания (ДВС) во вспомогательном контуре позволяет увеличить КПД процессов сжатия и расширения вспомогательного воздуха. В отличие от классического ДВС он имеет следующие особенности. Объем, в котором производится сжатие воздуха, соединяется через два клапана с входным и выходным отверстиями каналов охлаждения турбины основного контура. Через один из этих клапанов сжатый воздух поступает в каналы охлаждения до момента подачи топлива и его сгорания в цилиндре ДВС. Через другой клапан поступает горячий сжатый воздух в цилиндр из каналов охлаждения в момент времени, когда давление газа в цилиндре в результате расширения газа в нем станет равным давлению воздуха в каналах охлаждения. Одновременно впрыскивается топливо, которое сгорает в этом воздухе. Темп открытия этого клапана, величина зазора и количество подаваемого топлива выбираются из условия обеспечения процесса сгорания топлива, например, при постоянном давлении. Пульсации охлаждающего воздуха, возникающие во вспомогательном контуре под действием работы ДВС, позволяют повысить интенсивность охлаждения горячих деталей турбины, горячей стороны теплообменников и глубину газодинамического регулирования камеры сгорания. Комбинация пульсирующих струй со струйными завесами кроме увеличения глубины регулирования позволяет улучшить также процесс смесеобразования струй газа, проникающих в отверстия жаровой трубы. Давление воздуха, идущего на организацию струйных завес, перед распределителем поддерживается практически постоянным














Формула изобретения
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, содержащая компрессор, камеру сгорания с системой газодинамического регулирования, включающей распределитель газа по коллекторам струйных завес и коллекторы струйных завес, турбину с каналами полузамкнутой системы охлаждения, теплообменник, связанный входом с полостью за компрессором, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, надежности в работе и ресурса, установка снабжена двигателем внутреннего сгорания, соединенным своим входом с выходом теплообменника, система газодинамического регулирования дополнительно снабжена струйными соплами с эжекторами и дросселями, ресивером, распределителем газа по струйным соплам, центральным распределителем газа, соединенным входом с выходом двигателя внутреннего сгорания, вход и выход каналов полузамкнутой системы охлаждения сообщены через клапаны с рабочей полостью двигателя внутреннего сгорания, выходы центрального распределителя газа соединены соответственно с распределителем газа по струйным соплам и через ресивер - с распределителем газа по коллекторам струйных завес, причем струйные сопла с эжекторами соединены с соответствующими коллекторами струйных завес через дроссели.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Газотурбинная установка // 2029119
Изобретение относится к авиадвигателестроению и теплоэнергетике
Изобретение относится к турбостроению
Охлаждаемый сопловой аппарат // 1401949
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах
Система охлаждения судовой силовой установки // 1304501
Ротор двухступенчатой турбины // 1130008
Изобретение относится к области турбостроения, а более конкретно к турбинам газотурбинных двигателей
Газотурбинная силовая установка // 1064695
Изобретение относится к газотурбостроению, а более конкретно к устройству газотурбинных установок (ГТУ) для силового привода преимущественно нагнетателей природного газа магистральных газопроводов нефтяной и химической промышленности
Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к охлаждаемым газовым турбинам, используемым для двухконтурных турбореактивных двигателей
Газотурбинная установка // 2146769
Изобретение относится к области охлаждения турбореактивных двигателей
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в турбинах для жидкостных ракетных двигателей
Газотурбинный двигатель // 2159347
Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям с малоэмиссионными камерами сгорания, используемым в промышленных установках
Энергоблок газотурбинной электростанции // 2166656
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании блочно-комплектных электростанций, в том числе газотурбинных электростанций (далее по тексту ГТЭС)
Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к впускному и выпускному газопроводам высокотемпературной газовой турбины (ВГТ) газотурбинного двигателя (ГТД)
Турбоблок газотурбинной электростанции // 2190108
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке газотурбинных электростанций
Изобретение относится к области теплоэнергетики