Стенд для испытаний бензиномоторных пил на "отскок"
Использование: изобретение относится к испытательным стендам и может использоваться в испытаниях портативных бензиномоторных пил на безопасность обращения с ними при "отскоке". Цель изобретения - приближение условий испытания к реальным условиям эксплуатации пилы, расширения вариации начальных нагрузок на раму при испытаниях, попутного определения на стенде моментов инерции испытываемой пилы, центра тяжести системы и пилы и упрощение конструкции стенда. Сущность изобретения: рама вращательной системы выполнена в виде штанги, расположенной в плоскости, параллельной плоскости шины испытываемой пилы и вращающейся на оси, перпендикулярной к плоскости пильной шины и находящейся с обратной стороны от пилы, на оси вращения рамы встроен также быстросъемный регулируемый торсионный упругий элемент, причем ось вращения торсиона совпадает с осью вращения штанги, с закрепленным храповым колесом и шкальным устройством, удерживаемым собачкой, для более точного измерения параметров "отскока" храповое колесо связано с несколькими фиксирующими собачками с угловой разницей по шагу зацепления, закрепленными на корпусе. 1 ил.
Изобретение относится к испытательным стендам и может быть использовано в испытаниях портативных бензиномоторных пил на безопасность обращения с ними при "отскоке".
Известен стенд для испытаний портативных цепных пил на "отскок" [1], содержащий раму для крепления испытываемой цепной пилы с системой вращения, горизонтально удерживающую систему с испытательным образцом. Недостатком данного стенда является несоответствие условий испытаний реальным условиям происходящего "отскока", недостаточный спектр параметров, получаемых при испытании, сложность конструкции. Целью изобретения является приближение условий испытания к реальным условиям эксплуатации пилы, расширения вариации начальных нагрузок на раму при испытаниях, попутного определения на стенде моментов инерции испытываемой пилы, центра тяжести системы и пилы и упрощение конструкции стенда. Это достигается тем, что рама вращательной системы выполнена в виде штанги, расположенной в плоскости, параллельной плоскости шины испытуемой пилы и вращающейся на оси, перпендикулярной к плоскости пильной шины и находящейся с обратной стороны от пилы; на оси вращения рамы встроен также быстросъемный регулируемый торсионный упругий элемент, причем ось вращения торсиона совпадает с осью вращения штанги, с закрепленным храповым колесом и шкальным устройством, удерживаемым собачкой; для более точного измерения параметров "отскока" храповое колесо связано с несколькими фиксирующими собачками с угловой разницей по шагу зацепления, расположенными и закрепленными на корпусе. На чертеже изображен стенд для испытаний портативных пил. Стенд содержит подвижную доску 1, испытываемую бензиномоторную пилу 2, зажимы 3 для крепления бензопилы, штангу 4, опорную трубу 5 штанги, корпус неподвижный 6, торсион 7, храповое колесо 8, шкальное устройство 9, собачку 10, регулируемый упор 11. Стенд работает следующим образом. Отводится в исходное положение под определенным углом
подвижная доска 1 для создания условий имитации надвигания пилы на бревно. Пила 2 на штанге 4 устанавливается в горизонтальное положение на регулируемый упор 11 при отведенной собачке 10, затем фиксирующей заданное положение. При помощи зажимов 3 пильная шина устанавливается в вертикальной плоскости и перпендикулярно плоскости подвижной доски. Включается привод бензопилы и скорость вращения пильной цепи фиксируется специальным механизмом через рукоятку управления газом (на чертеже не показан). Предварительный момент с углом
2 закрутки торсиона уравновешивает гравитационный момент системы штанга-пила относительно оси вращения штанги. Дается команда на движение подвижной доски с определенной выбранной скоростью V надвигания на пильную шину. При соударении происходит "отскок" бензопилы на угол
х, фиксируемый храповым колесом с собачкой. Считывание угла "отскока" производится со шкального устройства 9. Согласно программе по ИСО испытания на соударение испытательного образца с пилой проводятся при различных значениях углов
, а также при различных скоростях перемещения пильной цепи по шине (различных режимах работы пилы). В результате тарана пила отскакивает от подвижной доски, штанга, на которой установлена пила, разворачивается относительно оси вращения на угол
х, при этом также закручивается торсион. По значениям угла отскока
х судят о безопасности обращения с пилой при ее эксплуатации. Энергия отскока определяется по следующей формуле: E = Q
Ro[sin(
x+
o)-sin
o]+ c(0,5
2x -
2
x) =
где
x - угол отскока пильной шины;
о - угловая координата центра тяжести подвижной части; С - жесткость торсиона;
2 - угол предварительного закручивания торсиона; Jo - момент инерции подвижной системы относительно оси вращения торсиона;
- приведенная угловая частота при отскоке; Q - масса подвижной системы; Ro - координата центра тяжести подвижной части установки. Угол
2 закручивания торсиона направлен против действия гравитационного момента, т. е. сила упругости торсиона уравновешивает силу веса подвижной системы.
2= 0,92
cos
x (2) В процессе обработки результатов проводимых исследований образцов бензиномоторных пил необходимо знать их массы, координаты центра тяжести пилы и подвижной системы, моменты инерции подвижной системы относительно ряда осей, перпендикулярных к пильной шине. Линейные размеры и масса пилы определяются непосредственно измерением. Момент инерции подвижной системы относительно оси вращения штанги можно определить по частоте колебаний упругой системыJo=
(3) где С - жесткость торсиона;
о - период собственных колебаний системы. Момент инерции рычажного привода с узлами крепления пилыJp=
(4) где
р - период собственных колебаний рычажного привода;Jр - момент инерции рычажного привода относительно оси вращения торсиона;
Момент инерции собственно самой пилы Jп относительно оси вращения штанги
Jп=Jo-Jр (5)
Момент инерции самой пилы относительно ее центра тяжести
Jцт=Jп-QпRп2, (6) где Qп - масса самой пилы;
Rп - размер от центра тяжести пилы до оси вращения. Авторами спроектирован указанный стенд. Торсион стенда имеет следующие размеры:
диаметр торсиона dт=9 мм,
длина торсиона L=500 мм,
материал торсиона сталь 65С2ВА ГОСТ 2052-53 термообработка HRC 46...52. Максимальный нагрузочный момент определяется по зависимости
Tт= 0,2
3т[
], где [
]=560 МПа - допустимое напряжение. Tт= 0,2
93
560 = 81,65
103 НммМаксимальный угол закручивания торсиона определяется по зависимости
т max=
, где С=8,1.104 МПа - модуль упругости материала.
т max=
= 0,768 рад или
тмах=44оЖесткость торсиона
С =
=
= 106,3
103 Нмм/радПо полученным данным можно определить допустимый максимальный угол отскока и максимальную допустимую энергию при отскоке. Угол предварительного закручивания торсиона
2=
=
= 0,52 рад или
2= 29/8
Максимальный угол отскока
хмах=
2+
тмах=29,8+44=73,8оМаксимальная кинетическая энергия отскока
E =
= Q
Ro[sin(
x-
o)-sin
o]+ c(0,5
2x -
2
Dx) == 120
500 [sin 73,8
- sin 5
]+ 106,3
10
0,5 -- 0,52
= 70,94
103 НммПри уменьшении угла закручивания диапазон максимально допустимого угла отскока уменьшается, например при
2=0
мах=44о вместо 73,8о.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1

















