Роторный двигатель внутреннего сгорания "славянин"
Сущность изобретения: роторный двигатель внутреннего сгорания содержит полый корпус с трехвершинной эпитрохоидальной полостью и соответствующий ей овальный ротор с полуовалом - поршнем и полуовалом - газораспределителем, в котором выполнены каналы впуска и выпуска с окнами, эксцентриковый вал, переднюю торцовую крышку с тремя выпускными фигурными окнами, сообщенными с выпускным коллектором, заднюю торцовую крышку с тремя выпускными фигурными окнами, сообщенными с выпускным коллектором, и механизм синхронизации движения ротора. Причем окна на крышках выполнены с возможностью периодического сообщения с соответствующими окнами ротора. Механизм синхронизации установлен в отдельном корпусе и выполнен в виде шлицевой втулки, запрессованной в овальный ротор и имеющей две вилки, в которых запрессованы две оси с установленными на них с возможностью свободного вращения синхронизирующими роликами. На внутренней поверхности отдельного корпуса выполнен кулачковый выступ радиальной рабочей поверхностью с сечением в виде эквидистанты эпитрохоиды, причем впускной коллектор корпуса сообщен с атмосферой через полость отдельного корпуса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для использования в транспортной технике воздушного и наземного сообщения.
Известен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с тремя впадинами, овальный ротор, эксцентриковый вал и синхронизирующую зубчатую передачу. В этом двигателе овальный ротор совершает планетарное движение. В нем выполнены компактные камеры сгорания в неподвижном корпусе и осуществлен хороший газообмен в рабочих камерах. Однако известный двигатель имеет недостаток, так как для осуществления газообмена рабочих камер к торцам ротора жестко прикреплены два газораспределительных диска, размещающихся в полостях впускного и выпускного коллекторов, что вызывает усложнение конструкции и увеличение габаритов двигателя. Известен также роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий полый корпус с трехвершинной эпитрохоидальной полостью и соответствующий ей овальный ротор с полуовалом-поршнем и полуовалом-газораспределителем, эксцентриковый вал, переднюю торцовую крышку с тремя впускными фигурными окнами, сообщенными с впускным коллектором, заднюю торцовую крышку с выпускным коллектором, с тремя выпускными фигурными окнами, при этом окна на крышках выполнены с возможностью периодического сообщения с соответствующими окнами ротора, и механизм синхронизации движения поршня (ротора). Однако известный двигатель имеет существенные недостатки, так как в этом двигателе механизм синхронизации движения ротора размещается в корпусе двигателя, то это приводит к увеличению габаритов двигателя. В таком двигателе не разработано торцовое уплотнение ротора, без которого затрудняется его реализация, так как осуществление в нем торцового лабиринтного уплотнения не обеспечивает надежный запуск и экономичную работу двигателя на небольших оборотах из-за повышенных утечек рабочего тела через зазоры такого уплотнения. Целью изобретения является снижение габаритов двигателя и повышение экономичности двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что для уменьшения габаритов двигателя механизм синхронизации движения поршня устанавливается в отдельном корпусе и выполнен в виде шлицевой втулки, запрессованной в овальный ротор и имеющей две вилки, в которых запрессованы две оси с возможностью свободного вращения синхронизирующими роликами, и на внутренней поверхности отдельного корпуса выполнен кулачковый выступ с радиальной рабочей поверхностью в виде эквидистанты эпитрохоиды, причем впускной коллектор корпуса сообщен с атмосферой через полость отдельного корпуса, а торцовое уплотнение ротора выполнено в виде расточек в роторе, суживающихся к радиальной поверхности ротора и сопряженных с ними, и установленных на гофрированных пружинах двух дуговых и двух прямых торцовых уплотнительных пластин трапецеидального поперечного сечения, имеющих сопряженные косые срезы, причем узкая сторона каждой прямой пластины направлена в роторе в направлении ее поджатия пружиной. На фиг. 1 показан роторный двигатель внутреннего сгорания, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит полый корпус 1 с трехвершинной эпитрохоидальной полостью и соответствующий ей овальный ротор 2 с полувалом-поршнем 3 и полувалом-газораспределителем 4, в котором выполнены впускной 5 и выпускной 6 каналы соответственно с впускным 7 и выпускным 8 окнами, эксцентриковый вал 9, переднюю торцовую крышку 10 с тремя впускными фигурными окнами 11, сообщенными с впускным коллектором 12, заднюю торцовую крышку 13 с выпускным коллектором 14 и с тремя выпускными фигурными окнами 15, при этом окна на крышках выполнены с возможностью периодического сообщения с соответствующими окнами ротора, и механизм синхронизации движения поршня (ротора) 2, который установлен в отдельном корпусе 16 и выполнен в виде шлицевой втулки 17, запрессованной в овальный ротор 2 и имеющей две вилки 18, в которых запрессованы две оси 19 с установленными на них с возможностью свободного вращения синхронизирующими роликами 20, на внутренней поверхности отдельного корпуса 16 выполнен кулачковый механизм 21 с радиальной рабочей поверхностью 22 в виде эквидистанты эпитрохоиды, причем впускной коллектор 12 корпуса 16 сообщен с атмосферой через полость отдельного корпуса 16 и выпускной патрубок 23 последнего. В вершинах эпитрохоидальной полости корпуса 1 выполнены три камеры 24 сгорания, в которых установлены свечи 25 зажигания, а в выступах внутренней радиальной поверхности корпуса 1 выполнены пазы 26, в которых установлены на гофрированных пружинах 27 радиальные уплотнительные пластины 28, сопрягающиеся с радиальной поверхностью ротора 2, а торцовое уплотнение последнего выполнено в виде расточек 29 в роторе 2, суживающихся к радиальной поверхности ротора, в которых установлены сопряженные с ними две дуговые 30 и две прямые 31 торцовые уплотнительные пластины трапецеидального сечения, имеющие сопряженные косые срезы, причем узкая сторона каждой прямой пластины направлена в роторе в направлении ее поджатия пружиной 32, а между радиальными поверхностями корпуса 1, ротора 2 и торцовыми крышками 10 и 13 образуются три рабочие камеры 33, 34 и 35, граница которых при максимальном объеме отражена штрих-двухпунктирной линией 36, за которую не заходит проекция радиальной поверхности ротора 2 и не выходят впускные фигурные окна 11 и выпускные фигурные окна 15 (на фиг. 2 соответственно одни штрих-пунктирными линиями, как находящиеся впереди чертежа, а другие - пунктирными линиями, как находящиеся за чертежом). Между корпусом 1 и торцовыми крышками 10 и 13 ставится уплотнение 37. Эксцентриковый вал 9 имеет переднюю 38 и заднюю 39 опорные шейки, которые опираются на графитовые подшипники 40 и 41, а спереди эксцентриковый вал 9 имеет носок 42, на котором установлена шпонка 43 для крепления привода вспомогательных агрегатов, и на задний конец эксцентрикового вала 9 устанавливается маховик 44 с шестерней 45. Вал 9 имеет длинный эксцентрик, на котором свободно сидит шлицевая втулка механизма синхронизации ротора 2 на подшипниках 47 и 48. Выпускной коллектор 14 выполнен с выпускным патрубком 49. Впуск свежего заряда в двигатель показан стрелкой 50, а выпуск отработанного газа - стрелкой с ноликом 51. Работу механизма синхронизации движения ротора 2 и вращения эксцентрикового вала 9 можно хорошо проследить по фиг. 3, из которой видно, что продольная ось ротора 2, показанного штриховой линией, проходит через оси 19 двух синхронизирующих роликов 20, из которых верхний в данный момент контактирует с рабочей поверхностью 22 в точке а, нижний - в точке к. Центры этих роликов в данный момент проходят через точки А и К. При повороте эксцентрика 46 с эксцентриковым валом 9 в направлении С1 на угол


Формула изобретения
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "СЛАВЯНИН". 1. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий полый корпус с трехвершинной эпитрохоидальной полостью и соответствующий ей овальный ротор с полуовалом-поршнем и полуовалом-газораспределителем, в котором выполнены каналы впуска и выпуска с окнами, эксцентриковый вал, переднюю торцевую крышку с тремя выпускными фигурными окнами, сообщенными с выпускным коллектором, заднюю торцевую крышку с тремя впускными фигурными окнами, сообщенными с впускным коллектором, и механизм синхронизации движения ротора, причем окна на крышках выполнены с возможностью периодического сообщения с соответствующими окнами ротора, отличающийся тем, что механизм синхронизации установлен в отдельном полом корпусе и выполнен в виде шлицевой втулки, запресованной в овальный ротор и имеющей две вилки, в которых запресованы две оси с установленными на них с возможностью свободного вращения синхронизирующими роликами, на внутренней поверхности отдельного корпуса выполнен кулачковый выступ с радиальной рабочей поверхностью с сечением в виде эквидистанты эпитрохоиды, причем впускной коллектор корпуса сообщен с атмосферой через полость отдельного корпуса. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что торцевое уплотнение ротора выполнено в виде расточек в роторе с уменьшающейся глубиной в направлении к радиальной поверхности ротора и сопряженных с ними и установленных на гофрированных пружинах двух дуговых и двух прямых торцевых уплотнительных пластин трапецеидального поперечного сечения, имеющих сопряженные косые срезы, причем узкая сторона каждой прямой пластины направлена в роторе в направлении ее поджатия пружиной.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3