Способ прогнозирования координат возможной точки перехвата летательного аппарата
Использование: при управлении беспилотными летательными аппаратами (ЛА), в системах управления ЛА при преодолении сопротивления с целью совершения оптимального противоперехватного маневра. Сущность изобретения заключается в нахождении и непрерывном уточнении аналитической зависимости изменения расстояния между ЛА и перехватчиком при их взаимном сближении от времени, определении из нее возможного момента перехвата и решении уравнений пространственного движения ЛА относительно этого момента времени с целью определения координат возможной точки перехвата. 4 ил.
Cпособ относится к области управления беспилотными ЛА и может быть применен в системах управления ЛА при преодолении сопротивления с целью совершения оптимального противоперехватного маневра.
Известны способы определения дальностей до подвижных и неподвижных объектов и поверхностей с борта ЛА при помощи импульсных радиолокационных станций (РЛС) и высотомеров. Проблема преодоления сопротивления ведется по нескольким направлениям [1] . Одно из перспективных - применение активного противоперехватного маневра. Для этого в систему управления ЛА вводят специальную систему преодоления сопротивления, которая работает с зоне сопротивления на основе априорной информации, получаемой от системы обнаружения и сопровождения средств перехвата, установленной непосредственно на борту ЛА. С этой целью на борту ЛА смоделирована инерциальная прямоугольная система координат, в которой размещена антенна бортовой РЛС, работающей в импульсном режиме по определению параметров взаимного движения перехватчика и ЛА. При совершении управляемого полета по траектории к цели бортовая РЛС в зоне сопротивления работает в режиме приема по обнаружению излучения станции разведки (визирования) цели. При наличии последнего бортовая РЛС переходит на активный поиск перехватчиков. После захвата перехватчика бортовой РЛС бортовое вычислительное устройство ЛА решает уравнения взаимного движения ЛА и перехватчика с целью определения координат возможной точки перехвата. По мере взаимного сближения координаты этой точки постоянно уточняется. При подходе к этой точке ЛА совершает маневр оптимальным образом с целью срыва перехвата. Таким образом, одной из важных задач, решаемых системой преодоления сопротивления, является прогнозирование координат возможной точки перехвата ЛА. Цель изобретения - осуществление непрерывно уточняемого прогноза координат возможной точки перехвата ЛА доступным методом, легко и просто реализуемым в бортовом вычислительном устройстве ЛА. Сущность изобретения состоит в получении координат возможной точки перехвата на основе нахождения и непрерывного уточнения аналитической зависимости изменения расстояния между ЛА и перехватчиком от времени и ее решения относительно момента перехвата. Таким образом, способ определения координат возможной точки перехвата основан на прогнозе и дальнейшем уточнении при взаимном сближении возможного момента времени перехвата и решения уравнений пространственного движения ЛА относительно этого момента времени с целью определения (уточнения) координат искомой точки. Определение (уточнение) момента времени перехвата основано на отыскании аналитической зависимости изменения расстояния при взаимном сближении от времени в виде степенной функции методом аппроксимации и решении полученного уравнения относительно момента встречи. Текущие координаты ЛА при наведении его автономной инерциальной системой управления в любой момент времени можно определить путем решения дифференциальных уравнений его пространственного движения в проекциях на оси земной системы координат [2]: X3=

























Хo3, Yo3, Zo3 - координаты ЛА в момент to, определяемые методом численного интегрирования;
ТВ = tВ - to - промежуток времени от начала визирования до момента встречи. Представляется первоочередным нахождение значения ТВ, т.е. прогнозирование момента времени встречи и последующее периодическое его уточнение по мере взаимного сближения. Бортовая РЛС снимает параметры взаимного сближения в сферических координатах:



Xип =



Yип =


Zип =



Смысл перехвата состоит в одновременном выполнении условий












Данные условия одновременно выполняются только при

















Допускают, что скорость относительного сближения по траектории постоянна. Тогда при постоянном значении поперечной перегрузки траектория относительного сближения близка к дуге окружности радиуса R в пространстве. Длину дуги можно определить из выражения
S = 2R

Поскольку




Параметр



Продифференцировав формулу (16) по



В соответствии с выражениями (15) и (17) можно записать


Из выражения (18) следует, что при анализе взаимного движения только по одному параметру








Y = Хn, (19) где Y =


Х = tотн - tooтн. (21)
Пусть в дискретные моменты времени
t0, t1, t2,...,tm (22) cнимаются отсчеты









tотн=

Возможный график зависимости (19) представлен фиг.4. Показатель степени n находится из выражения (19):
n =

С учетом выражений (20), (21), (22), (23), (24), (25) формула (26) приобретает вид


Таким образом, получают m-1 значений показателя степени n для последовательного ряда снятых отсчетов параметра











n = 0,167 n1 + 0,333 n2 + 0,5 n3 (30)
Из формулы (19) можно записать
x = y

Подставляя в зависимость (31) выражения (20) и (21), получают
tотн-toотн= [



При

tBотн-toотн= (


Подставляя значения относительных величин из формул (24) (25) в (33), получают


Поскольку tВ - to = ТВ, то выражение (34) можно записать в окончательном виде
TB=


Таким образом, полученные выражения (27), (30), (35) представляют собой расчетные формулы для прогноза значения промежутка времени от начала визирования до момента перехвата. Подставляя полученное значение ТВ в уравнении (4), (5), (6) и решая их, получают координаты возможной точки перехвата в земной системе координат. При снятии следующего отсчета

t'o = t1, t'1 = t2,...,t'm = tm+1;






После этого цикл вычисления повторяется, т.е. определяется значение Т'В. Графически происходит как бы перенос начала координат аппроксимирующей функции в точку, соответствующую значению


XB3





YB3




ZB3








Формула изобретения





где n - обобщенное на основе оценок Фишборна значение показателей ni, определяемых по формуле

i = 1,..., m-1,
где n1 < n2 < ... < ni < ... < nm-1,
вычисляют координаты xп3, yп3, zп3 возможной точки перехвата летательного аппарата по формулам



где vЛА - скорость летательного аппарата;

s - угол пути;
x03, y03, z03 - координаты летательного аппарата в момент t0.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4