Способ контроля технического состояния жестких коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а именно к способам контроля технического состояния коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей, преимущественно небольшой и средней мощности. При контроле состояния жестких коленчатых валов в подшипниках дизелей проверяемый кривошип устанавливают в верхнюю мертвую точку, фиксируют в данном положении, подают в надпоршневое пространство цилиндра дизеля воздух под давлением 3 0,5 МПа , сравнивают расхождение щек проверяемого и эталонного кривошипов при одинаковом давлении воздуха и определяют отклонение упругой деформации проверяемого кривошипа от эталонного значения. Изобретение позволяет осуществлять контроль технического состояния коленчатого вала без разборки подшипниковых узлов фундаментной рамы, сократить трудоемкость и время контроля, повысить надежность измерений. Устройство для осуществления способа состоит из датчика 1, измеряющего давление воздуха в цилиндре дизеля, датчика 2, измеряющего расхождение щек кривошипа, промежуточного усилителя 3 и регистрирующего прибора 4. 1 ил.
Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, а именно к способам и устройствам для контроля технического состояния коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей, преимущественно небольшой и средней мощности.
Известен способ контроля состояния коленчатых валов в подшипниках дизелей по раскепам, заключающийся в измерении разности расстояний между щеками кривошипа в двух диаметрально противоположных положениях кривошипа в вертикальной и горизонтальной плоскостях [1 и 2]. Однако непригодность этого метода для контроля состояния жестких коленчатых валов в коренных подшипниках является наиболее существенным его недостатком, так как не удается получить объективную информацию о фактических нарушениях качества прилегания коренных шеек к нижним вкладышам подшипников, что имеет место в практике эксплуатации дизелей небольшой и средней мощности и приводит к значительным дополнительным деформациям валов по нагрузкой во время работы дизеля. Наиболее близким аналогом является способ контроля состояния коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей [3], основанный на измерении индикаторным прибором расхождения щек проверяемого кривошипа в результате плотного поджатия его коренных шеек к нижним вкладышам подшипников. Поджатие шеек коленчатого вала вертикально вниз к коренным подшипникам осуществляют при помощи штатных крышек подшипников, передающих усилие на шейки вала через мягкий прокладочный материал. Иногда применяют специальные крышки или упругий роликовый домкрат, состоящий из упорной рамы и двух пар подпружиненных роликов, непосредственно передающих тарированное усилие на шейки проверяемого кривошипа. К недостаткам этого способа следует отнести необходимость разборки и последующей обкатки подшипниковых узлов фундаментой рамы дизеля, большую трудоемкость, нагружение коренной, а не шатунной шейки проверяемого кривошипа, что приводит к искажению истинной картины его деформированного состояния. Изобретение ставит задачу обеспечения возможности контроля технического состояния жестких коленчатых валов без разборки подшипниковых узлов фундаментной рамы дизеля, сокращения трудоемкости и повышения надежности измерений. Это достигается тем, что проверяемый кривошип устанавливают в верхнюю мертвую точку (ВМТ), фиксируют в данном положении, подают в надпоршневое пространство цилиндра дизеля воздух по давлением 2,5-3,5 МПа, сравнивают расхождения щек проверяемого и эталонного кривошипов при одинаковом давлении воздуха и определяют отклонение упругой деформации кривошипа от эталонного значения, полученного при испытании базового дизеля. Давление 2,5 МПа и более обеспечивает нагрузку, достаточную для плотного прилегания коренных шеек вала к нижним вкладышам подшипников при наблюдаемых в практике эксплуатации судовых дизелей значениях несоосности и износа коренных подшипников (износ более 0,2 мм, несоосность в пределах
Формула изобретения
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКИХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ В ПОДШИПНИКАХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, основанный на измерении расхождений щек кривошипов при плотном поджатии их коренных шеек к нижним вкладышам подшипников, отличающийся тем, что проверяемый кривошип устанавливают в верхнюю мертвую точку, фиксируют в данном положении, подают в надпоршневое пространство цилиндра дизеля воздух под давлением (3
РИСУНКИ
Рисунок 1