Способ синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя и устройство для его осуществления
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к эксплуатации авиационных двигателей и других силовых установок, и касается оценки технического состояния по степени износа поверхностей трения. Цель изобретения - повышение точности определения технического состояния двигателя. Способ синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя основан на том, что в процессе эксплуатации непрерывно регистрируют наработку двигателя, количество продуктов износа, условия на входе в двигатель и режимы работы двигателя, по наработке, условиям на входе в двигатель и режимам работы двигателя вычисляют эквивалентную наработку, по ней определяют допустимое содержание продуктов износа, а затем сравнивают текущее значение продуктов износа с допустимым. Устройство для синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя содержит датчик количества продуктов износа в масле, индикатор , а также соединенные между собой датчики частоты вращения ротора, давления и температуры воздуха на входе в двигатель, счетчик наработки, блоки вычисления эквивалентной наработки, допустимого содержания продуктов износа в масле, производных текущего и допустимого содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке, блок сравнения текущего и допустимого содержания продуктов износа в масле, блок сравнения производных текущего и допустимого содержания продуктов износа в масле, регистратор и регулятор двигателя. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к эксплуатации авиационных двигателей и других силовых установок, и касается оценки технического состояния по степени износа поверхностей трения.
Известен способ синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя и устройство для его осуществления. Способ основан на непрерывной регистрации концентрации продуктов износа в масле. Устройство для осуществления способа содержит датчик количества продуктов износа в масле, например ферромагнитный датчик, и индикатор. Недостатком известных способа и устройства для его осуществления является его низкая точность, связанная с неучетом наработки двигателя, характера его нагружения в процессе эксплуатации, что не позволяет точно определять техническое состояние двигателя и сроки вывода его в ремонт. Цель изобретения - повышение точности определения технического состояния двигателя. Это достигается тем, что при способе синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя, заключающемся в непрерывной регистрации количества продуктов износа в масле, непрерывно определяют эквивалентную наработку двигателя, по которой определяют допустимое содержание продуктов износа, вычисляют производные допустимого и текущего содержания продуктов износа по эквивалентной наработке, сравнивают текущее содержание продуктов износа с допустимым и значение производной текущего содержания продуктов износа со значением производной допустимого содержания продуктов износа и по результатам сравнения судят о техническом состоянии двигателя и характере износа. В устройство для синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя, содержащее датчик количества продуктов износа в масле и индикатор, введены датчик частоты вращения ротора, датчики давления и температуры воздуха на входе в двигатель, счетчик наработки, блок вычисления эквивалентной наработки, блок вычисления допустимого содержания продуктов износа в масле, блоки вычисления производных допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке, блок сравнения текущего и допустимого содержания продуктов износа в масле. Блок сравнения производных текущего и допустимого содержания продуктов износа в масле, регистратор и регулятор двигателя, причем выходы датчиков частоты вращения ротора, давления и температуры воздуха на входе в двигатель и счетчика наработки соединены с соответствующими входами блока вычисления эквивалентной наработки, выход которого соединен с входами блоков вычисления допустимого содержания продуктов износа в масле, вычисления производной допустимого содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке и первыми входами блока вычисления производной текущего содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке и индикатора, второй и третий входы которого соединены с первыми выходами соответствующих блоков сравнения, а выходы индикатора соединены с первым, вторым и третьим входами регистратора, первые входы блоков сравнения допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле и производных допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле соединены с выходами соответствующих блоков вычисления допустимого содержания продуктов износа в масле и вычисления производной допустимого содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке, выход датчика количества продуктов износа в масле соединен с вторым входом блока сравнения допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле, второй выход которого подключен к регулятору двигателя, четвертым входом регистратора и вторым входом блока вычисления производной текущего содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке, выход которого соединен с вторым входом блока сравнения производных допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле. На чертеже представлена структурная схема устройства. Устройство содержит связанные между собой датчики 1, 2, 3 частоты вращения ротора (n), давления воздуха на входе в двигатель (Р01), температуры воздуха на входе в двигатель (Т01) соответственно, счетчик 4 наработок (







































Формула изобретения
1. Способ синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя, заключающийся в непрерывной регистрации количества продуктов износа в масле, отличающийся тем, что непрерывно определяют эквивалентную наработку двигателя, по которой определяют допустимое содержание продуктов износа, вычисляют производные допустимого и текущего содержания продуктов износа по эквивалентной наработке, сравнивают текущее содержание продуктов износа с допустимым и значение производной текущего содержания продуктов износа со значением производной допустимого содержания продуктов износа и по результатам сравнения судят о техническом состоянии двигателя и характере износа. 2. Устройство для синхронного контроля технического состояния турбореактивного двигателя, содержащее датчик количества продуктов износа в масле и индикатор, отличающееся тем, что в него введены датчик частоты вращения ротора, датчики давления и температуры воздуха на входе в двигатель, счетчик наработки, блок вычисления эквивалентной наработки, блок вычисления допустимого содержания продуктов износа в масле, блоки вычисления производных допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке, блок сравнения текущего и допустимого содержания продуктов износа в масле, блок сравнения производных текущего и допустимого содержания продуктов износа в масле, регистратор и регулятор двигателя, причем выходы датчиков частоты вращения ротора, давления и температуры воздуха на входе в двигатель и счетчика наработки соединены с соответствующими входами блока вычисления эквивалентной наработки, выход которого соединен с входами блоков вычисления допустимого содержания продуктов износа в масле, вычисления производной допустимого содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке и первыми входами блока вычисления производной текущего содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке и индикатора, второй и третий входы которого соединены с первыми выходами соответствующих блоков сравнения, а выходы индикатора соединены с первым, вторым и третьим входами регистратора, первые входы блоков сравнения допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле и производных допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле соединены с выходами соответствующих блоков вычисления допустимого содержания продуктов износа в масле и вычисления производной допустимого содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке, выход датчика количества продуктов износа в масле соединен с вторым входом блока сравнения допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле, второй выход которого подключен к регулятору двигателя, четвертым входом регистратора и вторым входом блока вычисления производной текущего содержания продуктов износа в масле по эквивалентной наработке, выход которого соединен с вторым входом блока сравнения производных допустимого и текущего содержания продуктов износа в масле.РИСУНКИ
Рисунок 1