Способ термической обработки проката
Изобретение относится к черной металлургии, в частности термической обработке арматурной стали с использованием тепла прокатного нагрева, и может быть использовано при производстве высокопрочной стержневой арматуры. Предлагаемый способ обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в получении пластических и вязких свойств при отрицательных температурах у проката из обычных среднеуглеродистых сталей за счет создания технологии термической обработки, позволяющей получить структуру отпущенного сорбита в поверхностном слое и высокодисперсного феррита с колониями сорбита в центре раската. Способ термической обработки проката включает циклическое охлаждение с переохлаждением поверхности ниже точки Mн с количеством циклов, равным двум, продолжительностью (0,015 - 0,045)D с, где D - диаметр стержня; промежуточный отогрев поверхности в течение 0,7 - 2,5 с и окончательный отогрев поверхности в течение 4,0 - 7,5 с до температур выше точки Mн , но ниже точки Ac1 , и окончательное охлаждение. 1 табл.
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к термической обработке арматурной стали с использованием тепла прокатного нагрева, и может быть использовано при производстве высокопрочной стержневой арматуры.
Известен способ термической обработки проката, преимущественно катанки, с использованием тепла прокатного нагрева, включающий циклическое охлаждение до температуры 650-500оС с переохлаждением поверхности на глубине 0,05-0,03 мм ниже точки Мн в процессе каждого цикла, причем охлаждение при втором и последующих циклах производят при достижении поверхностью проката температуры 650-500оС. Наиболее близким к заявляемому способу по совокупности признаков, технической сущности и достигаемому положительному результату является способ термической обработки проката, преимущественно стержневой арматуры, с использованием прокатного нагрева, включающий циклическое охлаждение в течение 1-2 с с количеством циклов, равным двум, и переохлаждением поверхности на глубине 0,15-0,2R ниже точки Мн в процессе каждого цикла с промежуточным нагревом до Мн + (5-20)оС и окончательным отогревом поверхности до Мн + (100-250)оС, и окончательное охлаждение, где R - радиус стержневой арматуры. Недостатком известных способов является то, что они не обеспечивают получение сверхпрочной арматуры из углеродистых сталей 10, 15, 20, имеющих высокие пластические и вязкие свойства при отрицательных температурах. В заявляемом способе термической обработки, включающем циклическое охлаждение с переохлаждением поверхности ниже точки Мн с количеством циклов, равным двум, с промежуточным и окончательным отогревами поверхности до температур выше точки Мн, но ниже точки Ас1 и окончательное охлаждение, согласно изобретению, переохлаждение поверхности ведут в течение времени (0,015-0,045)D с с промежуточным отогревом в течение 0,7-2,5 с и окончательным отогревом в течение 4,0-7,5 с, где D - диаметр стержня, мм. Проверка соответствия изобретения требованию новизны проводилась с учетом всех ранее опубликованных изобретений. Предлагаемый способ термической обработки с указанной совокупностью и последовательностью выполнения операций и выбором интервалов значений признаков в указанном диапазоне их изменений обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в получении пластических и вязких свойств при отрицательных температурах у проката из обычных среднеуглеродистых сталей не за счет дополнительного легирования дорогостоящими и дефицитными элементами, а за счет создания технологии термической обработки стали. С точки зрения пластических и вязких свойств низкоуглеродистой стали при отрицательных температурах наиболее оптимальной является структура отпущенного сорбита в поверхностном слое и высокодисперсного феррита с колониями сорбита в центре раската. Причем высокая степень дисперсности обеспечивается переохлаждением поверхности в течение времени не менее 0,015D с в каждом цикле с промежуточным отогревом в течение времени не более 2,5 с и окончательным отогревом не более 7,5 с. С другой стороны, время переохлаждения в течение более 0,045D с с промежуточным отогревом более 2,5 с и окончательным отогревом более 7,5 с приведет к нарушению баланса тепла и отогреву поверхности выше Ас1, что приведет к получению ферритно-перлитной структуры, что отрицательно сказывается на вязких свойствах при минусовых температурах. Для сохранения баланса тепла в раскате и получения структуры высокодисперсного феррита с колониями сорбита промежуточный отогрев должен быть не менее 0,7 с, а для получения требуемой прочности при высокой пластичности необходимо проводить окончательный отогрев раската не менее 4 с. Получение данного технического результата достигнуто решением задачи на изобретательском уровне, например выбор пределов времени переохлаждения поверхности, а также времени промежуточного и окончательного отогрева ее, что не следует из известного уровня техники. Реализация способа термической обработки проката с использованием тепла прокатного нагрева осуществлялась следующим образом. П р и м е р. В мелкосортном цехе Западно-Сибирского металлургического комбината проводили опытно-промышленное опробование способа термической обработки стержневой арматуры N 12 из стали 20 промышленной плавки. Для этого заготовки сечением 80 х 80 мм нагревали до температуры 1200+20оС, прокатывали на непрерывном мелкосортном стане 250-1 и 250-2 и проводили циклическое охлаждение с переохлаждением поверхности в течение времени 0,03D с (0,36 с) до 20оС с количеством циклов, равным двум, с промежуточным отогревом до 670+20оС в течение 1,5 с и окончательным отогревом до 580+20оС продолжительностью 5,6 с, затем проводили окончательное охлаждение (пример 2). Механические свойства составляли: - предел прочности -


Формула изобретения
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПРОКАТА преимущественно стержневой арматуры с использованием тепла прокатного нагрева, включающий циклическое охлаждение с переохлаждением поверхности ниже точки Мн с количеством циклов, равным двум, с промежуточным и окончательным отогревами поверхности до температур выше точки Мн, но ниже точки Ас1, и окончательное охлаждение, отличающийся тем, что переохлаждение поверхности ведут в течение времени (0,015 - 0,045) Dс с промежуточным отогревом в течение 0,7 - 2,5 с и окончательным отогревом в течение 4,0 - 7,5 с, где D -диаметр стержня, мм.РИСУНКИ
Рисунок 1