Способ изготовления клистронов
Изобретение относится к электронной технике, в частности к конструированию и технологии изготовления электровакуумных приборов СВЧ, а именно клистронов. Сущность изобретения: способ включает операции установления ВЧ-зазоров и нагрузки резонаторов путем нанесения на поверхности поглощающего ВЧ-энергию материала, например альсифера. Целью изобретения является упрощение технологии, повышение качества и надежности работы клистрона. При изготовлении блока резонаторов на всю его длину вставляют единую пролетную трубу, которую паяют с перемычками между резонаторами, затем с помощью электроискровой обработки прорезают в трубе в установленных местах ВЧ-зазоры. 7 ил.
Изобретение относится к электронной технике, в частности к конструированию и технологии изготовления электровакуумных приборов СВЧ, и связано с коренным изменением стадии изготовления резонаторного блока клистрона на этапе получения требуемой соосности пролетных каналов, заданной величины высокочастотных (ВЧ) зазоров и мест их расположения в резонаторах, а также необходимой шероховатости поверхности резонаторов, покрываемой поглощающим ВЧ-энергию материалом, например альсифером.
Известные, традиционные способы изготовления клистронов, используемые для сборки резонаторных блоков, заключаются в следующем. Пролетные трубы требуемой длины закрепляют в торцах резонаторов, например, с помощью пайки или сварки, формируя ВЧ-зазор. При этом повторяемость резонансной частоты резонаторов обеспечивается исключительно соблюдением допуска на величину ВЧ-зазора, который получают при известных способах за счет выдерживания допусков на длину труб и допусков на толщину прокладок, вставляемых между трубами при их сборке и пайке или сварке с резонаторами. Набег допусков, как правило, превышает расчетные значения величины ВЧ-зазора, что приводит к необходимости доработки корпусов резонаторов после пайки пролетных труб, а это существенно усложняет технологию изготовления клистронов. Другим важным требованием при изготовлении резонаторного блока клистронов, которое чрезвычайно трудно выполнить при известных способах, является достижение соосности пролетных труб, так как от этого зависит величина токопрохождения. При известных способах изготовления соосность обеспечивается за счет использования оснастки в виде стержней, вставляемых на всю длину в пролетные каналы или в технологические отверстия. Однако допуска на изготовление стержней и их недостаточная механическая жесткость, а также набег допусков на диаметры каналов пролетных труб или технологических отверстий при характерном для клистронов большом отношении длины к диаметру не позволяют обеспечить повторяемость требуемой соосности пролетных труб, что отрицательно сказывается на выходных параметрах клистронов. Указанные выше недостатки особенно проявляются при использовании традиционных способов для изготовления клистронов коротковолнового диапазона частот и многолучевых клистронов с пролетными трубами "сотовой" конструкции. Для широкополосных клистронов с целью обеспечения равномерности усиления в рабочей полосе частот определенные резонаторы дополнительно "подгружают" путем нанесения на их поверхность в требуемом месте материала, поглощающего ВЧ-энергию, например альсифера, в виде покрытия определенной толщины. Обычно для обеспечения прочного сцепления материала покрытия с поверхностью резонатора ее в этих местах обрабатывают до шероховатости 5,0; 12,5, в то время как остальная поверхность резонатора должна иметь шероховатость в пределах 1,6; 3,2. Согласно принятой технологии, например в соответствии с техническими условиями ШЖ0.014.000 ТУ, шероховатость поверхности 5,0; 12,5 получают любым механическим способом (резанием, накаткой, надиром), дробеструйной обработкой или путем нанесения слоя гальванического никеля Н9; Н12. Указанные методы позволяют производить обработку поверхности на требуемой площади лишь при условии свободного подхода инструмента к этой поверхности, а в случае никелирования - при надежной "защите" остальной поверхности от попадания на нее никеля. На практике конфигурация резонаторов (особенно в случае моноблочной конструкции резонаторного блока) достаточно сложная и обработка ее до нужной шероховатости затруднена. В результате часто не удается нанести поглощающее покрытие в нужном месте резонатора на поверхность требуемых формы и размеров. Это обстоятельство приводит к существенным разбросам по величине добротности резонаторов по сравнению с требуемой величиной, что ухудшает характеристики клистрона, в частности, по равномерности усиления в заданной полосе частот. Прототипом изобретения является клистрон с резонаторами, выполненными в виде отдельных блоков. Необходимые частоты резонаторов получают за счет величин ВЧ-зазоров, выставляемых с помощью специальных прокладок, которыми обеспечивают требуемое расстояние от торцов трубы до торцов резонатора. Резонаторы после их пайки с трубами и демонтажа прокладок соединяют в общий блок с помощью съемных струбцин или стяжек, проводят "холодные измерения", затем сваривают вакуумноплотно аргонодуговой сваркой. Требуемую величину добротности резонаторов достигают с помощью покрытия или сплавом альсифер, поглощающим ВЧ-энергию, который заранее наносят на поверхность резонаторов, а во время "холодных изменений" регулируют степень "нагружения", удаляя частично покрытие механическим путем. При изготовлении клистрона с применением известных приемов перечисленные выше недостатки усложняют технологический процесс, так как приводят к необходимости многократно повторять операции сборки и "холодных измерений" для обеспечения требуемой величины ВЧ-зазоров и, кроме того, требуют проведения промежуточной механической обработки торцов резонаторов или напайки на эти торцы дополнительного металла в виде колец определенной толщины. При этом возникают дополнительные трудности с подбором величин добротности резонаторов, так как лишь при получении требуемой добротности обеспечивается равномерность усиления в рабочей полосе частот. Более того, при данном способе изготовления клистрона, как впрочем и при других известных способах, из-за технологических разбросов по допускам на пролетные трубы и корпуса резонаторов, а также детали оправок, применяемых для сборки, "холодных измерений", пайки и сварки, часто не удается обеспечить оптимальные значения величин ВЧ-зазоров и добротностей резонаторов, что отрицательно сказывается на выходных параметрах клистрона. Известно, например, как существенно снижается выходная мощность и КПД клистронов (







Формула изобретения
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛИСТРОНОВ, включающий операции установления высокочастотных зазоров и нагрузки резонаторов путем нанесения на поверхности поглощающего ВЧ-энергию материала, например альсифера, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии, повышения качества и надежности в работе клистрона, при изготовлении блока резонаторов на всю его длину вставляют единую пролетную трубу, которую паяют с перемычками между резонаторами, затем с помощью электроискровой обработки, например, проволочным или пластинчатым электродом прорезают в трубе в установленных местах высокочастотные зазоры заданной величины и нарезают при необходимости на торцах трубы, образующих эти зазоры, канавки, а поверхности резонаторов, предназначенные для нанесения поглощающего покрытия, обрабатывают до шероховатости от 5,0 до 12,5 получаемой электроискровой обработкой с помощью специального электрода, повторяющего форму требуемой поверхности.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7