Двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к двигателестроению. Цель: повышение экономичности двигателя путем снижения затрат энергии на обогащение кислородом воздушного заряда, уменьшение концентрации токсичных составляющих в выхлопных газах путем подмешивания воздуха из обогатителя к выхлопным газам в выпускном трубопроводе, а также упрощение конструкции. Двигатель 1 внутреннего сгорания содержит устройство для обогащения кислородом воздушного заряда, которое включает агрегат наддува 2 с газовой или механической связью, выпускной коллектор 3, впускной коллектор 4 с охладителем наддувочного воздуха 5 или без него, впускной трубопровод 6, который сочленен с агрегатом наддува 2 и в котором расположен обогатитель 7, представляющий собой полость, образованную либо внутренней трубой 8, выполненной из кислородопроницаемого материала и расположенной внутри впускного трубопровода 6, либо частью впускного трубопровода 6, отделенной из последнего установленной вдоль его оси мембраной 8, изготовленной из кислородопроницаемого материала и сочлененной с эжектором 9, установленным в выпускном трубопроводе 10, соединительным трубопроводом 11, в котором вмонтирован дроссель 12 для повышения давления по сравнению с впускным трубопроводом 6. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания.
Известен двигатель внутреннего сгорания с устройством для уменьшения содержания токсичных веществ в отработавших газах, в котором уменьшение доли вредных составных частей в выхлопных газах осуществляется путем денитрификации воздуха, поступающего в цилиндры двигателя [1] либо с помощью предварительно отработанного цеолита, заправленного в специ- альную камеру, либо с помощью мембран, непроницаемых для азота, заполняющих эти камеры. Устройство содержит нагнетатель, который подает воздух в камеры с денитрификатором, отсасывающий насос, который отсасывает азот из денитрифицирующего устpойтва, а денитрифицирующее устройство содержит по меньшей мере два попеременно реверсируемых азотосепаратора, причем, когда из одного из них отсасывается денитрифицированный воздух, из другого - задержанный азот. Все эти устройства соединяются системой трубопроводов и клапанов. Недостатком этого устройства (прототипа) является то, что денитрификаторов должно быть по меньшей мере два и в работе они должны попеременно подключаться то к насосу, отсасывающему азот, что усложняет работу устройства и двигателя в целом. Кроме того, большое количество насосов и коммуникаций усложняет конструкцию двигателя в целом, а привод отсасывающихся насосов (по меньшей мере двух) потребует дополнительной затраты энергии, что приводит к ухудшению механического КПД. Кроме того, воздух из денитрификатора выбрасывается в атмосферу, минуя выпускной трубопровод, что не способствует снижению концентрации вредных веществ в выхлопных газах. Цель изобретения - повышение экономичности двигателя путем снижения затрат энергии на обогащение кислородом воздушного заряда, уменьшение концентрации токсичных составляющих в выхлопных газах путем подмешивания воздуха из обогатителя к выхлопным газам в выпускном трубопроводе и упрощение конструкции. Это достигается тем, что в двигателе внутреннего сгорания с устройством для обогащения воздушного заряда кислородом, включающим агрегат наддува, впускной трубопровод, обогатитель, впускной коллектор, выпускной коллектор, выпускной и соединительный трубопроводы и дроссель в соединительном трубопроводе, устройство для обогащения кислородом воздушного заряда образовано впускным трубопроводом, в котором размещен обогатитель, выполненный в виде полости, образованной либо внутренней трубой, изготовленной из материала, проницаемого для кислорода, и расположенной внутри впускного трубопровода, либо частью впускного трубопровода, отделенной от последнего проницаемой для кислорода мембраной. При этом обогатитель подключен к установленному в выпускном трубопроводе эжектору посредством соедини- тельного трубопровода. Двигатель внутреннего сгорания может быть снабжен дополнительным турбокомпрессором, установленным в выпускном трубопроводе и подключенным к обогатителю для подачи в последний воздуха с повышенным по сравнению с впускным трубопроводом двигателем давлением. Кроме того, эжектор, установленный в выпускном трубопроводе, служит для отсасывания из обогатителя обедненного кислородом воздуха и, таким образом, для этих целей не требуется установка дополнительных насосов, а перемешивание выхлопных газов с воздухом приводит к снижению концентрации вредных веществ в них. Таким образом указанные особенности предлагаемого двигателя внутреннего сгорания в совокупности обеспечивает обогащение воздушного заряда кислородом без дополнительных устройств, требующих затрат энергии на привод снижение концентрации вредных веществ в выхлопных газа, а конструкция двигателя не претерпевает существенных усложнений. На фиг.1 представлен двигатель с устройством для обогащения кислородом воздушного заряда двигателя, в котором обогатитель выполнен в виде полости, образованной внутренней трубой, проходящей во впускном трубопроводе, а впускной трубопровод сочленен с охладителем наддувочного воздуха; на фиг.2 - двигатель, у которого обогатитель выполнен в виде полости, представляющей собой часть впускного трубопровода, отделенной от последнего мембранной перегородкой, направленной вдоль оси трубопровода, а впускной трубопровод сочленен с охладителем наддувочного воздуха; на фиг.3 - двигатель с обогатителем в виде внутренней трубы, в которой воздух подается дополнительным турбокомпрессором; на фиг.4 - двигатель с впускным трубопроводом, сочлененным непосредственно с впускным коллектором. Двигатель внутреннего сгорания 1 содержит устройство для обогащения воздушного заряда кислородом (фиг.1-4), которое включает агрегат наддува 2 с газовой или механической (не показано) связью, выпускной коллектор 3, выпускной коллектор 4 с охладителем наддувочного воздуха 5 (фиг.1, 2 и 3) или без него (фиг.4), впускной трубопровод 6, который сочленен с агрегатом 2 и в котором расположен обогатитель 7, представляющий собой полость, образованную либо внутренней трубой 8, выполненной из кислородопроницаемого материала (фиг. 1, 3, 4) и расположенной внутри впускного трубопровода 6, либо частью впускного трубопровода 6 (фиг.2), отделенной от последнего установленной вдоль его оси мембраной 8, изготовленной из кислородопроницаемого материала и сочлененной с эжектором 9, установленным в выпускном трубопроводе 10, соединительным трубопроводом 11, в котором вмонтирован дроссель 12 для повышения давления по сравнению с впускным трубопроводом 6. Другой вариант выполнения двигателя с устройством для обогащения кислородом воздушного заряда представлен на фиг.3, где обогатитель 7 сочленен с дополнительным турбокомпрессором 13, установленным в выпускном трубопроводе 10. В случае исполнения двигателя без охладителя наддувочного воздуха выполняют двигатель (фиг. 4) с впускным трубопроводом 6, сочлененным непосредственно с впускным коллектором 4. Площадь кислородопроницаемой поверхности 8 обогатителя 7 определяется по формуле S =

Формула изобретения
1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий устройство для обогащения воздушного заряда кислородом, включающее агрегат наддува, впускной трубопровод, обогатитель, впускной коллектор, выпускной коллектор, выпускной трубопровод, соединительные трубопроводы и дроссель в соединительном трубопроводе, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности двигателя путем снижения затрат энергии на обогашение кислородом воздушного заряда, уменьшения концентрации токсичности составляющих выхлопных газов путем подмешивания воздуха из обогатителя к выхлопным газам в выпускном трубопроводе и упрощения конструкции, устройство для обогащения кислородом воздушного заряда образовано впускным трубопроводом, в котором размещен обогатитель, выполненный в виде полости, образованной либо внутренней трубой, изготовленной из материала, проницаемого для кислорода и расположенного внутри впускного трубопровода, либо частью впускного трубопровода, отделенной от последнего установленной вдоль его оси проницаемой для кислорода мембраной, при этом обогатитель подключен к установленному в выпускном трубопроводе эжектору посредством соединительного трубопровода. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным турбокомпрессором, установленны в выпускном трубопроводе и подключенным к обогатителю для подачи в последний воздуха с повышенным по сравнению с впускным трубопроводом двигателя давлением.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4