Использование: для защиты грузов от выдувания при перевозках на железнодорожном транспорте, в частности для защиты углей мелких классов от ветровой эрозии при транспортировании. Сущность изобретения: состав содержит продукты полимеризации после регенерации поглотительного масла при улавливании бензола в следующем соотношении: мас.%: нафталин 3 10,
-M - M - нафталина - 0,3 - 3,0,
-M - M - нафталина - 0,1 2,0, аценафтен 2,0 2,5, дифенилоксид 1,5 9,0, флуорен 1,5 - 8,5, антрацен 0,5 3,0, вода - следы, каменноугольное поглотительное масло - остальное. 2 табл.
Изобретение относится к составам для защиты сыпучих грузов при транспортировании и может быть использовано для сохранности грузов от выдувания при перевозках на железнодорожном транспорте, в частности для защиты углей мелких классов от ветровой эрозии при транспортировании.
Известен способ для защиты сыпучих материалов от ветровой эрозии на основе альдегидоспиртов и полиспиртов [1], содержащий, %: Альдегидоспирты и ацетали 7-18 Полиспирты в пересчете на тетраметилолметан 5-12 Соли муравьиной кислоты 3-5 Вода Остальное К недостаткам указанного состава относятся большие затраты на его приготовление. При этом необходимо выполнять много побочной работы: удалять катализатор повышающий зольность угля, перерабатывать муравьиную кислоту, остатки ее нейтрализовать щелочью.
Кроме того, предложенная в способе (1) композиция требует большого расхода на 1 м
2 защитного покрытия (2,5-4 кг) при относительно низких прочностных характеристиках защитного слоя.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является состав, содержащий продукты полимеризации после регенерации поглотительного масла при улавливании бензола и каменноугольные фусы дешламации [2].
Целью изобретения является повышение эффективности защиты путем повышения прочностных характеристик образующейся пленки, снижения себестоимости угля и расхода защитного материала.
Поставленная цель достигается тем, что в качестве защитного состава используются отходы коксохимпроизводства, в частности полимеры после регенерации поглотительного масла бензольного отделения цеха химулавливания, имеющие состав, % : Нафталин 3-10

-м-нафталина 0,3-3,0

-м-нафталина 0,1-2,0 Аценафтен 2,0-8,5 Дифениленоксид 1,5-9,0 Флуорен 1,5-8,5 Антрацен 0,5-3,0 Вода Следы Поглотительное масло Остальное Количество защитного состава принималось из расчета 0,2-0,5 кг на 1 м
2 покрытия.
Сопоставительный анализ предлагаемого состава с известным указывает на его существенное отличие. Предлагаемый состав является отходом производства. По существующей технологии полимеры после регенерации поглотительного масла сжигаются на отвалах. Указанные полимеры доступны, не токсичны, имеют в своем составе продукты, получаемые при коксовании угля, т.е. и при дальнейшей переработке угля это не будет иметь отрицательных последствий или изменения технологии.
Таким образом, заявленное техническое решение соответствует критерию "новизна".
Высокая смачиваемость, способность проникать в пропитываемый материал, адгезионная способность обуславливает прочное покрытие. Предлагаемый состав покрытия придает ему новые свойства, что позволяет сделать вывод о соответствии заявленного решения критерию "существенное отличие".
Для экспериментальной проверки предлагаемого состава были подготовлены три его разновидности.
Характеристики составов приведены в табл. 1.
Предлагаемые составы наносят на угольный концентрат различного гранулометрического состава. Уголь помещается в специальные контейнеры, моделирующие ж. -д. вагоны, и подвергается воздействию потока воздуха с различными скоростями. Условия проведения экспериментов с различными составами покрытий были одинаковыми. Результаты экспериментов по эффективности применения каждого состава приведены ниже.
П р и м е р 1. Угольный концентрат размером частиц 0-16 мм в количестве 750 г помещают в контейнер установки, состоящей из двух платформ (подвижной и неподвижной) площадью 300 см
2, уголь выравнивают и обрабатывают защитной композицией (образец 1) из расчета 0,2 кг/м
2, после чего выдерживают в течение 2 ч и подвергают в течение 20 мин воздействию ветровой скоростью, равной 20 м/с, 30 м/с. Потери угля составили соответственно 0,13% и 0,18%.
П р и м е р 2. Угольный концентрат с размером частиц 0-13 мм в количестве 750 г помещают в контейнер установки, состоящей из двух платформ площадью 300 см
2, концентрат выравнивают и обрабатывают защитной композицией (образец 2) из расчета 0,4 кг/м
2, после чего выдерживают в течение 2 ч и подвергают воздействию в течение 20 мин ветровой нагрузки, равной 20 м/с и 30 м/с. Потери угля составили соответственно 0,012 кг/м
2 (0,05%), 0,028 кг/м
2 (0,11%).
П р и м е р 3. Угольный концентрат с размером частиц 0-13 мм в количестве 750 г, помещают в контейнер установки, выравнивают и обрабатывают защитной композицией (образец 3) из расчета 0,5 кг/м
2, после чего выдерживают в течение 2 ч и подвергают воздействию в течение 20 мин ветровой нагрузки, равной 20 м/с и 30 м/с. Потери угля соответственно составили: 0,006 кг/м
2 (0,02% ), 0,008 кг/м
2 (0,03%). Для сравнения предлагаемого способа с прототипом в лабораторных условиях проведены опыты, в которых угольная масса подвергалась обработке сульфитным щелоком.
П р и м е р 4. Угольный концентрат с размером частиц 0-13 мм в количестве 750 г помещают в контейнер установки, выравнивают и обрабатывают сульфитным щелоком из расчета 2 кг/м
2, после чего выдерживают в течение 4 ч и подвергают воздействию ветровой нагрузки, равной 20 м/с и 30 м/с. Потери угля соответственно составили 0,2 кг/м
2 и 0,5 кг/м
2.
Обобщенные результаты приведены в табл. 2.
Из примеров видно, что прочность покрытия предлагаемого состава значительно выше известной композиции, используемой на углеобогатительных фабриках и предлагаемом в прототипе.
Расход предлагаемой композиции по сравнению с известной в 10 раз меньше, потери угля резко сокращаются, а стоимость композиции в несколько десятков раз меньше. Это свидетельствует об экономической целесообразности использования предлагаемой композиции для защиты сыпучих материалов от ветровой эрозии.
Формула изобретения
СОСТАВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ ОТ РАСПЫЛЕНИЯ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, включающий продукты полимеризации после регенерации поглотительного масла бензольного отделения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности защиты путем увеличения прочностных характеристик образующейся пленки, он содержит продукты полимеризации после регенерации поглотительного масла бензольного отделения в следующем соотношении, мас.%: Нафталин 3 - 10

-м-Нафталина 0,3 - 3,0

-м-Нафталина 0,1 - 2,0 Аценафтен 2,0 - 2,5 Дифенил оксид 1,5 - 9,0 Флуорен 1,5 - 8,5
Антрацен 0,5 - 3,0
Вода Следы
Каменноугольное поглотительное масло Остальное.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2