Комплексная система измерения дальности
Использование: в радиотехнике, в дальномерном канале радиотехнических систем ближней навигации. Сущность изобретения: комплексная система измерения дальности содержит синхронный детектор 1, временной различитель 2, тринадцать усилителей 3,24,27,9-17,33, шесть интеграторов 4,25,28,8,34,36, шесть сумматоров 5,18,19,20,21,35, фазовый детектор 6, схему совпадения 7, фазовращатель 31, перестраиваемый генератор 30, управляющий элемент 29, формирователь импульсов 26, формирователь следящих сбросов 32, измеритель 22, вычитатель 23, схему выборки с запоминанием 38, маштабируемый усилитель 37, генератор тактовых импульсов 39. 1 ил.
Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в дальномерном канале радиотехнических систем ближней навигации (РСБН).
Известен комплексный дальномер, содержащий последовательно соединенные временной различитель, первый интегратор, первый сумматор, второй сумматор, второй интегратор, формирователь импульсов и формирователь следящих стробов. Выход формирователя следящих стробов соединен с одним из входов временного различителя. На второй вход второго сумматора через согласующий фильтр поступает сигнал с выхода типового нерадиотехнического измерителя. Кроме того, выход временного различителя через усилитель соединен с вторым входом первого сумматора. Одной из основных причин, препятствующих достижению требуемого технического результата при использовании комплексного дальномера является то, что в известном устройстве сигнал с выхода нерадиотехнического измерителя скорости, поступающий на второй вход второго сумматора, помимо полезной информации имеет большие ошибки измерения путевой скорости, которые далее никак не учитываются. Кроме того, область применения данного устройства ограничена. В частности, оно может быть применено лишь при установке его на неподвижные либо движущиеся равномерно прямолинейно объекты. В противном случае (например, при установке его на летательный аппарат) возникают большие динамические ошибки, приводящие к снижению точности измерения дальности. Наиболее близким техническим решением является комплексный измеритель дальности с взаимной коррекцией, содержащий последовательно соединенные синхронный детектор, временной различитель, первый усилитель, первый интегратор, первый сумматор, второй интегратор, формирователь импульсов и формирователь следящих стробов, выход которого соединен с вторым входом временного различителя, последовательно соединенные управляющий элемент и перестраиваемый генератор, выход которого соединен с вторым входом синхронного детектора, а вход управляющего элемента соединен с выходом второго интегратора, последовательно соединенные измеритель скорости, первый вычитатель, второй усилитель, второй сумматор, третий интегратор, второй вычитатель, выход которого через масштабирующий усилитель соединен с вторым входом первого вычитателя, последовательно соединенные третий усилитель, третий сумматор, четвертый интегратор, выход которого соединен с вторым входом второго вычитателя, а вход третьего усилителя соединен с выходом первого вычитателя. Кроме того, выход временного различителя через первый и второй усилители коррекции соединен с вторыми входами второго и третьего сумматоров соответственно, а выход третьего индикатора соединен с вторым входом первого сумматора. Известный комплексный измеритель дальности с взаимной коррекцией обладает недостаточной для решения практических задач самолетовождения точностью и помехоустойчивостью. Причиной, препятствующей достижению требуемого технического результата при использовании известного устройства, в основном являются большие погрешности, содержащиеся в корректирующих сигналах, подаваемых на входы первого, второго и третьего сумматоров комплексного измерителя дальности, которые обусловлены тракторными нестабильностями летательного аппарата (ЛА), турбулентностью атмосферы, флуктуациями тяги двигателя и т.п. Целью изобретения является высокоточное определение местоположения ЛА при различных условиях полета путем измерения дальности до двух и более РМ, что позволяет своевременно осуществлять коррекцию текущих координат его местоположения, определяемых методом счисления пути, и тем самым обеспечить дополнительное снижение расхода топливных и энергетических ресурсов ЛА и повышение безопасности полетов. Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, выражается в повышении точности и помехоустойчивости измерения дальности до РМ (например, РМ РСБН). При этом, как показывает результаты машинного моделирования на математической модели предлагаемой системы, точность измерения дальности возрастает в 1,5-2 раза в зависимости от отношения сигнал/шум. При определении помехоустойчивости предлагаемой системы исследовались характеристики срыва слежения. Величина критического отношения сигнал/шум, при котором происходит срыв слежения, в данной системе в 1,4-1,6 раза меньше, чем в прототипе. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известную комплексную систему измерения дальности, содержащую последовательно соединенные синхронный детектор, временной различитель, первый усилитель, первый интегратор, первый сумматор, последовательно соединенные управляющий элемент, перестраиваемый генератор, выход которого соединен с вторым входом синхронного детектора, последовательно соединенные формирователь импульсов, формирователь следящих стробов, выход которого соединен с вторым входом временного различителя, последовательно соединенные измеритель скорости, вычитатель, второй усилитель, второй интегратор, последовательно соединенные третий усилитель, третий интегратор, при этом вход третьего усилителя соединен с выходом вычитателя, масштабирующий усилитель, выход которого соединен с вторым входом вычитателя, введены последовательно соединенные фазовый детектор, схема совпадения, второй вход которой соединен с выходом формирователя импульсов, четвертый интегратор, четвертый усилитель, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора, фазовращатель, вход которого соединен с выходом перестраиваемого генератора, а выход - с вторым входом фазового детектора пятый, шестой, седьмой и восьмой усилители, входы которых объединены и соединены с выходом четвертого интегратора, девятый, одиннадцатый и двенадцатый усилители, входы которых объединены и соединены с выходом первого интегратора, второй, третий, четвертый и пятый сумматоры, первые входы которых соединены с выходами соответственно девятого десятого, одиннадцатого и двенадцатого усилителей, а вторые входы этих сумматоров соединены соответственно с выходами пятого, шестого, седьмого и восьмого усилителей, последовательно соединенные тринадцатый усилитель, пятый интегратор, шестой сумматор, шестой интегратор, выход которого соединен с входом масштабирующего усилителя, схема выборки с запоминанием, выход которой соединен с вторым входом шестого сумматора, а ее вход соединен с выходом четвертого сумматора, генератор тактовых импульсов, выход которого соединен с управляющими входами первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого интеграторов и схемы выборки с запоминанием, вход формирователя импульсов и третий вход первого сумматора объединены и соединены с выходом второго интегратора, вход управляющего элемента и третий вход пятого сумматора объединены и соединены с выходом третьего интегратора, вход тринадцатого усилителя и третий вход третьего сумматора объединены и соединены с выходом пятого интегратора, третьи входы второго и четвертого сумматоров соединены соответственно с выходами шестого интегратора и схемы выборки с запоминанием, а выходы первого, второго, третьего и пятого сумматоров соединены с входами установки начальных условий второго, шестого, пятого и третьего интеграторов соответственно, при этом первые входы синхронного и фазового детекторов объединены и являются входом комплексной системы измерения дальности, а выход второго интегратора - ее выходом. В данном техническом решении предлагается использование модели изменения навигационных параметров, в частности дальности до радиомаяка (РМ/D(t), которая инвариантна к динамике и траектории полета ЛА, что снимает указанные ограничения, связанные с приближенным характером задания его математической модели. Это является принципиальным отличием предлагаемого технического решения от прототипа и обусловливает повышение точности и помехоустойчивости измерителя дальности. Физическая сущность предлагаемого технического решения состоит в использовании сигнала с выхода измерителя скорости (ИС) в качестве управляющего, причем оцениванию (в отличие от прототипа) подлежит лишь D(t) и составляющие погрешности соответствующего ИС. При этом выбор типа ИС не является принципиальным. В предлагаемом техническом решении в качестве ИС используется инерциальная навигационная система (ИНС), позволяющая измерять путевую скорость W ЛА. С учетом отмеченного динамика изменения навигационного параметра D может быть описана уравнениями вида




































Формула изобретения
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ, содержащая последовательно соединенные синхронный детектор, временной различитель, первый усилитель, первый интегратор и первый сумматор, последовательно соединенное управляющий элемент и перестраиваемый генератор, выход которого соединен с вторым входом синхронного детектора, последовательно соединенные формирователь импульсов и формирователь следящих стробов, выход которого соединен с вторым входом временного различителя, последовательно соединенные измеритель скорости, вычитатель, второй усилитель и второй интегратор, последовательно соединенные третий усилитель и третий интегратор, вход третьего усилителя соединен с выходом вычитателя, масштабирующий усилитель, выход которого соединен с вторым входом вычитателя, отличающаяся тем, что в нее введены последовательно соединенные фазовый детектор, схема совпадения, второй вход которой соединен с выходом формирователя импульсов, четвертый интегратор и четвертый усилитель, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора , фазовращатель, вход которого соединен с выходом перестраиваемого генератора, а выход - с вторым входом фазового детектора, пятый - восьмой усилители, входы которых объединены и соединены с выходом четвертого интегратора, девятый - двенадцатый усилители, входы которых объединены и соединены с выходом первого интегратора, второй - пятый сумматоры, первые входы которых соединены с выходами соответственно девятого - двенадцатого усилителей, вторые входы этих сумматоров соединены соответственно с выходами пятого - восьмого усилителей, последовательно соединенные тринадцатый усилитель, пятый интегратор, шестой сумматор и шестой интегратор, выход которого соединен с входом масштабирующего усилителя, схема выборки с запоминанием, выход которой соединен с вторым входом шестого сумматора, а вход - с выходом четвертого сумматора, генератор тактовых импульсов, выход которого соединен с управляющими входами первого - шестого интеграторов и схемы выборки с запоминанием, вход формирователя импульсов и третий вход первого сумматора объединены и соединены с выходом второго интегратора, вход управляющего элемента и третий вход пятого сумматора объединены и соединены с выходом третьего интегратора, вход тринадцатого усилителя и третий вход третьего сумматора объединены и соединены с выходом пятого интегратора, третьи входы второго и четвертого сумматоров соединены соответственно с выходами шестого интегратора и схемы выборки с запоминанием, выходы первого - третьего и пятого сумматоров соединены с входами установки начальных условий второго, шестого, пятого и третьего инверторов соответственно, первые входы синхронного и фазового детекторов объединены и являются входом комплексной системы измерения дальности, выходом которой является выход второго интегратора.РИСУНКИ
Рисунок 1