Роторная корнеклубнеплодоуборочная машина
Использование: для уборки клубней картофеля и батата, корнеплодов сахарной и кормовой свеклы и др., а также для окультуривания и очистки верхнего плодоносного слоя почвы от камней и других твердых предметов. Машина содержит роторные выкапывающие-сепарирующие механизмы. Каждый механизм имеет установленные последовательно с интервалами цилиндрические секции корпуса, транспортирующий ротор с сошниками и спиральные сепараторы. Спиральные сепараторы установлены между секциями корпуса с возможностью вращения в противоположных направлениях. Смежные секции корпуса соединены между собой радиальными перемычками и поддонами, образующими корпуса редукторов привода секций ротора и подшипниковых опор. Внутри корпусов редукторов размещен приводной вал с шестернями. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к машинам для уборки клубней картофеля и батата, корнеплодов сахарной и кормовой свеклы и др., а также для окультуривания и очистки верхнего плодоносного слоя почвы от камней и других твердых предметов.
Цель изобретения - повышение производительности и надежности работы машины и улучшение гигиены и безопасности труда механизаторов, а также улучшение технологичности изготовления и обслуживания ее. На фиг.1 изображена машина, общий вид, в рабочем положении; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг. 3; на фиг.5 - разрез Д-Д на фиг.4; на фиг.6 - разрез Е-Е на фиг.4; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг.4; на фиг.8 - разрез Ж-Ж на фиг.4; на фиг.9 - разрезы И-И на фиг.3 и К-К на фиг.2; на фиг.10 - разрез Л-Л на фиг.9; на фиг.11 - разрез М-М на фиг.6, переднего редуктора выкапывающе-сепарирующего механизма. Машина содержит шасси, включающее опорную раму 1, задний мост с колесами 2 и карданным валом 3, передний мост 4 с колесами 5 и механизмом поворота 6, смонтированные на раме 1 посредством подвески 7, механизма подъема 8 и проушин - передних 9 и задних 10, два одинаковых выкапывающе-сепарирующих механизма 11, включающих имеющие элементы грязепылезащиты 12, шестеренчатые венцы 13 и закрепленные на подшипниках качения 14, в цилиндрических секциях - передней 15, промежуточной 16 и задней 17 - корпусов 18, выкапывающие транспортирующие цилиндрические роторы 19 с коронами 20 сошников на передних торцах и по несколько пар цилиндрических опор сепараторов 21, исходного 22 и противоположного 23 направлений вращения: привод машины, включающий двигатель внутреннего сгорания 24, коробку скоростей 25, редуктор 26 и общий приводной вал 27. Выкапывающе-сепарирующие механизмы 11, установлены параллельно между собой по осям на ширине а выкапываемых грядок корнеклубнеплодов. Их идентичные пары секций 15, 16 и 17 корпусов 18 соединены между собой радиальными перемычками 28 и продольными поддонами 29, образующими корпуса редукторов: переднего 30, промежуточного 31 и заднего 32, в которых параллельно осям механизмов 11 на подшипниках качения 33 закреплен общий приводной вал 27 с шестернями 34, каждая из которых через окна, выполненные в цилиндрических секциях 15, 16 и 17 корпуса 18, соединена и взаимодействует с парой соответствующих шестеренчатых венцов 13 обоих механизмов 11. Приводной вал 27 соединен червячной парой или шестернями 35 и 36 и взаимодействует с ведущим валом 37 привода, который расположен перпендикулярно его оси, в горизонтальной плоскости, закреплен торцами 38 на подшипниках качения 39 в проушинах 40 рамы 1 шасси, соединен шестернями 41 и 42 и взаимодействует посредством редуктора 26 с коробкой скоростей 25 и двигателем 24. Каждый корпус редукторов 30, 31 и 32 герметично закрыт своей съемной крышкой: передней 43, промежуточной 44 и задней 45, которые охватывают и зажимают в гнездах, выполненных в этих корпусах, подшипники качения 33 приводного вала 27 и торцы трубчатых кожухов 46, изолирующих внешние открытые участки приводного вала 27 и расположенных коаксиально с ним в осевых промежутках между корпусами редукторов 30, 31 и 32 от внешней среды. Верхние задние проушины 10 механизмов 11 закреплены посредством подшипников качения 47 на ведущем валу 37. Шестеренчатые венцы 13 каждой пары опор 23 сепараторов 21 противоположного направления вращения соединены и взаимодействуют с шестернями 48, закрепленными на трубчатом валу 49, установленном коаксиально приводному валу 27, закрепленному на нем подшипниками качения 50 и соединенному одной из шестерен 48 с выходной шестерней 51 редуктора 31 противоположного направления вращения, который включает шестерни: входную 52 и промежуточную 53, закрепленные на валу 54, выходную, паразитную 51, смонтирован в углублении крышки 44 редуктора 31, соединен и взаимодействует своей входной шестерней 52 с одной из шестерен 34, приводного вала 27. Соединение шестерен или червячной пары 35 и 36 приводного вала 27 с ведущим валом 37 закреплено в корпусе 55, который выполнен разъемным в осевой плоскости ведущего вала 37 и закреплен с возможностью вращения на подшипниках качения 56. Проушины 9, 10 и 40 корпусов механизма 11 и рамы 1 шасси выполнены разъемными. Съемные части их образуют обоймы 57, закрепляющие опорные подшипники 39 и 47 и торцы трубчатых кожухов 58, изолирующих ведущий вал 37 от внешней среды, в гнездах 59, выполненных в проушинах 9, 10 и 40. На раме 1 установлены сепарирующий транспортер 60, соединенный и взаимодействующий с механизмами 11, бункер 61, загрузочный транспортер 62 и кабина 63. Машина укомплектована несколькими поочередно прицепляемыми к ней сборниками 64 корнеклубнеплодов. Машина может находится в одном из двух состояний - транспортном или рабочем. В транспортном состоянии пара выкапывающе-сепарирующих механизмов 11 поднята в горизонтальное положение, параллельное раме 1. Короны 20 сошников расположены высоко над поверхностью почвы. Редуктор 26 механизмов 11 выключен, приводной 27 и ведущий 37 валы неподвижны. Машина в таком состоянии передвигается с высокой скоростью и оперативно выполняет подготовительные операции Она имеет малый радиус разворота, выполняемый механизмами 4 и 6. В рабочем состоянии передние торцы механизмов 11 опущены и находятся под углом


Формула изобретения
1. РОТОРНАЯ КОРНЕКЛУБНЕПЛОДОУБОРОЧНАЯ МАШИНА, содержащая установленные посредством механизама подъема на раме шасси параллельно между собой роторные выкапывающе-сепарирующие механизмы, у каждого из которых имеются расположенные последовательно с интервалами и соединенные соосно между собой продольными ребрами жесткости цилиндрические секции корпуса, установленный в передней части передней секции транспортирующий ротор с шестеренчатым венцом и с закрепленными на переднем торце сошниками, установленные между секциями корпуса с возможностью вращения в противоположных направлениях и закрепленные обоими торцами на фланцах подшипниковых опор с шестеренчатыми венцами в смежных секциях корпуса спиральные сепараторы, выполненные в верхних ребрах жесткости корпуса передние и задние проушины, расположенный параллельно осям выкапывающе-сепарирующих механизмов приводной вал с шестернями и централизованный привод с коробкой скоростей, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности и надежности в работе, упрощения конструкции и улучшения условий труда, смежные секции корпусов соединены между собой радиальными перемычками и поддонами, образующими корпуса редукторов приводов секций ротора и подшипниковых опор, внутри которых установлены приводной вал с шестернями, закрепленный подшипниками в отверстиях радиальных перемычек, и редукторы, посредством которых приводной вал кинематически соединен с шестеренчатыми венцами транспортирующего ротора и подшипниковых опор сепараторов, при этом каждый редуктор привода секций корпуса закрыт сверху крышкой. 2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что шестеренчатые венцы подшипниковых опор каждого сепаратора связаны с шестернями, закрепленными на торцах трубчатого вала, который установлен на приводном валу, коаксиально с ним, и соединен одной из шестерен с соответствующей шестерней приводного вала посредством редуктора для изменения направления и скорости вращения сератора. 3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что приводной вал выкапывающе-сепарирующих механизмов кинематически соединен с коробкой скоростей централизованного привода посредством смонтированного в заднем редукторе ведущего вала, который торцами закреплен в имеющихся на раме шасси проушинах и расположен перпендикулярно к приводному валу, при этом выкапывающе-сепарирующий механизм закреплен с помощью задних проушин на ведущем валу с возможностью вращения вокруг него. 4. Машина по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что задние проушины корпуса и задний редуктор выкапывающе-сепарирующего механизма выполнены разъемными в горизонтально-осевой плоскости ведущего вала, а между редукторами смежных секций корпуса коаксиально с трубчатыми валами сепараторов установлены цилиндрические защитные кожуха, закрепленные торцами в углублениях, выполненных в радиальных перемычках смежных секций корпуса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11