Способ управления дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом и система управления для его реализации
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к управлению дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами /ДПЛА/ вертикального взлета и посадки. Способ и система управления ДПЛА позволяет создать высоконадежные дешевые ДПЛА. Способ управления ДПЛА состоит в создании управляющих моментов газодинамическими органами управления по курсу, тангажу и крену, а также в изменении направления вектора тяги ДПЛА за счет разворота его по углу атаки и изменении тяги несущих винтов изменением оборотов двигателя. При этом все управляющие воздействия осуществляются в соответствии с отклонениями текущих параметров полета от заданных. Система управления, реализующая способ, включает струйные рулевые машины курса 5, тангажа 6 и крена и электродвигатель 9 управления заслонкой карбюратора поршневого двигателя ДПЛА. Лопасти несущих винтов 2 жестко установлены на валу 3 поршневого двигателя 4. Работа исполнительных органов системы управления осуществляется по командам устройства 12 сравнения и выработки управляющих команд, на вход которого подаются сигналы параметров полета, измеренные курсовертикалью 14, измерителем 15 скорости полета и высотомером 16, а также заданные значения этих параметров от устройства 13 приема заданных режимов полета. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к управлению дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами (ДПЛА) вертикального взлета и посадки.
Известны разработки зарубежных ДПЛА вертикального взлета и посадки (см. Aviation Week and Spase Technology, 1988, т.128, N 18, с. 72 или тот же источник 21.05.1990, т. 132, N 21, с. 24). Способ управления указанными ДПЛА, реализуемый системой их управления, состоит в независимом управлении положением каждой лопасти относительно ее продольной оси. Вычисление величины отклонения в пространстве каждой лопасти осуществляется в реальном масштабе времени быстродействующей бортовой ЦВМ. За счет управления дифференцированным общим шагом верхнего и нижнего винтов обеспечивается управление рысканием. Перемещение ЛА в продольной и поперечной плоскостях регулируется за счет изменения циклического шага лопастей несущих винтов. Система управления содержит курсовертикаль, измеритель скорости полета, высотомер, сигналы с датчиков которых поступают на бортовую ЦВМ. Выработанные ЦВМ управляющие сигналы поступают на исполнительные органы управления летательным аппаратом, т.е. на рулевые машины и автомат перекоса. Недостатком указанных аппаратов являются невысокие динамические характеристики управляемого полета в горизонтальной плоскости. Кроме того, сложная система управления, для реализации которой необходимо непрерывное измерение многочисленных параметров полета, вычисление управляющих команд, решение Эйлеровской пространственной системы движения ЛА, не позволяет cоздавать высоконадежные и дешевые ДПЛА. Создать аналогичные отечественные ЛА не представляется возможным из-за сложности технической реализации системы управления данного класса аппаратов, главным образом из-за отсутствия отечественных быстродействующих БЦВМ. Цель изобретения - упрощение структуры системы управления и исключение из состава аппаратуры и конструкции ЛА, быстродействующей ЦВМ, исполнительных органов поворота лопастей (автомата перекоса верхнего и нижнего винтов с тягами и рулевыми машинами), а также замена поворотных лопастей несущих винтов на "жесткие" соосные несущие винты с неподвижными лопастями, что обеспечивает сокращение стоимости. Предлагаемый способ включает измерение текущих параметров полета, определение отклонения фактических значений от расчетных и осуществление управляющих воздействий на органы управления летательного аппарата. Отличие предлагаемого способа от известного состоит в том, что осуществляют измерение текущих значений курсового угла, скорости и высоты полета, определяют разность заданного и измеренного значений указанных параметров, а затем на основании вычисленных величин регулируют курсовой угол с помощью газодинамических органов управления, размещенных в хвостовой части ЛА, регулируют скорость полета путем разворота ЛА на необходимый отрицательный угол атаки с помощью аналогичной газодинамической системы управления, размещенной также в хвостовой его части, и одновременно с разворотом изменяют число оборотов двигателя, пр этом высоту полета регулируют изменением числа оборотов двигателя. Система управления ДПЛА с соосными несущими винтами (СНВ) содержит курсовертикаль, измеритель скорости полета, высотомер и устройство приема заданных режимов полета, выходы которых связаны с соответствующими входами устройства сравнения и выработки управляющих команд, при этом выходы последнего подсоединены к соответствующим входам органов управления по курсу, тангажу и крену и к регулятору оборотов двигателя. Отличием предлагаемой системы является то, что органы управления по курсу, тангажу и крену выполнены в виде соответствующих струйных рулевых машин, работающих от автономного компрессора, регулятор оборотов двигателя выполнен в виде электродвигателя управления заслонкой карбюратора, а лопасти несущих винтов жестко закреплены на валу двигателя. Предлагаемые способ и устройство управления дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом с соосными несущими винтами обладают высокими быстродействием и качеством пилотирования, не требуя при этом наличия дорогостоящей и сложной ЦВМ, а также автомата перекоса, так как управление ЛА производится в соответствии с сигналами на выходе устройства сравнения и выработки управляющих команд, пропорциональными разности заданного и измеренного значений курсового угла, скорости полета и высоты полета. На фиг.1 изображена схема ДПЛА с соосными несущими винтами; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - структурная схема предлагаемой системы. ДПЛА с СНВ включает корпус 1 с шасси и с соосными несущими винтами 2, лопасти которых жестко прикреплены к валу 3 поршневого двигателя 4. ДПЛА имеет газодинамические органы управления, выполненные в виде струйных рулевых машин курса 5, тангажа 6 и крена 7, питаемых от автономного компрессора 8. В качестве регулятора оборотов поршневого двигателя 4 использован электродвигатель 9 управления заслонкой карбюратора, регулирующий угол ее поворота. Компрессор 8 соединен с редуктором 10, установленным на валу 3 поршневого двигателя 4, через клиноременную передачу 11. В систему управления ДПЛА с СНВ входит устройство 12 сравнения и выработки управляющих команд, устройство 13 приема заданных режимов полета, а также курсовертикаль 14, измеритель 15 скорости полета и высотомер 16. Выходы курсовертикали 14, измерителя 15, высотомера 16 и устройства 13 связаны с соответствующими входами устройства 12, выходы которого соединены с входами струйных рулевых машин 5, 6, 7, создающих управляющие моменты в каналах курса, тангажа и крена соответственно. Четвертый выход устройства 12 связан с входом регулятора оборотов поршневого двигателя (электродвигателя 9). Управление ДПЛА с СНВ осуществляется следующим образом. В процессе полета ДПЛА непрерывно измеряется курсовой угол






























Формула изобретения
1. Способ управления дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом с соосными несущими винтами, включающий измерение текущих параметров полета, определение отклонения фактических значений курсового угла скорости и высоты полета от расчетных и осуществление управляющих воздействий на органы управления летательного аппарата, отличающийся тем, что осуществляют измерение текущих значений курсового угла, скорости и высоты полета, определяют разность заданного и измеренного значений указанных параметров, а затем на основании вычислительных величин регулируют курсовой угол с помощью газодинамических органов управления, размещенных в хвостовой части летательного аппарата, угол крена - с помощью газодинамических органов управления, размещенных по бортам летательного аппарата, а скорость полета - путем разворота летательного аппарата на необходимый отрицательный угол атаки с помощью газодинамической системы управления по тангажу, размещенной в хвостовой части летательного аппарата, и одновременно с разворотом по углу атаки изменяют число оборотов двигателя, при этом высоту полета регулируют изменением числа оборотов двигателя. 2. Система управления дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом, содержащая курсовертикаль, измеритель скорости полета, высотомер и устройство приема заданных режимов полета, выходы которых связаны с соответствующими входами устройства сравнения и выработки управляющих команд, при этом выходы последнего подсоединены к соответствующим входам органов управления по курсу, тангажу и крену и к регулятору оборотов двигателя, отличающаяся тем, что органы управления по курсу, тангажу и крену выполнены в виде соответствующих струйных рулевых машин, работающих от автономного компрессора, регулятор оборотов двигателя выполнен в виде электродвигателя управления заслонкой карбюратора, а лопасти несущих винтов жестко закреплены на валу двигателя летательного аппарата.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3