Способ определения скорости движения судна относительно дна
Изобретение относится к морской навигационной технике и может быть использовано для определения скорости движения судна относительно дна. Цель - повышение точности. Цель достигается дополнением корреляционного способа операциями определения квадрата коэффициента ВКФ, квадрата преобразования Гильберта от коэффициента ВКФ, их сравнения и поиска корреляционной временной задержки по результатам сравнения. 2 ил.
Известен доплеровский способ определения скорости движения судна. Для такого способа характерны ошибки в определении скорости.
Наиболее близким техническим решением является способ определения скорости движения судна, основанный на вертикальном излучении гармонических звуковых сигналов на дно, взаимно-корреляционной обработке отраженных сигналов, принятых двумя разнесенными по горизонтали приемниками, и определении скорости судна путем деления половины расстояния между приемниками на корреляционную взаимную задержку. Недостатки известного способа являются сложность и недостаточная точность операции поиска величины корреляционной временной задержки (величины транспортного запаздывания между каналами), соответствующей максимуму коэффициента взаимной корреляции. Это объясняется слабо выраженным максимумом взаимно-корреляционной функции (ВКФ) отраженных сигналов. Цель изобретения - повышение устойчивости точности. Цель достигается тем, что известный способ определения скорости движения судна относительно дна (прототип), основанный на вертикальном излучении гармонических звуковых сигналов на дно, взаимно-корреляционной обработке отраженных сигналов, принятых двумя разнесенными по горизонтали приемниками, определении скорости движения судна путем деления половины расстояния между приемниками на корреляционную временную задержку сигнала первого по движению приемника относительно сигнала с второго приемника, изменен тем, что определяют квадрат коэффициента взаимной корреляции отраженных сигналов, определяют квадрат преобразования Гильберта от коэффициента взаимной корреляции отраженных сигналов, сравнивают их и по результатам сравнения находят корреляционную временную задержку. Отличие заключается в дополнении прототипа операциями: 1. Определения квадрата коэффициента взаимной корреляции отраженных сигналов. 2. Определения квадрата преобразования Гильберта от коэффициента взаимной корреляции отраженных сигналов; 3. Сравнения результатов операций 1 и 2; 4. Определения корреляционной временной задержки по результатам операции 3. Совокупность операций и их последовательность обеспечивают не только сохранение тонкой структуры процесса изменения взаимосвязи (корреляционной) отраженных сигналов, но и повышение чувствительности к изменению корреляционной временной задержки одного отраженного сигнала относительно другого за счет совокупности двух преобразований данного процесса в квадратичную форму с одновременным сокращением периода колебаний его тонкой структуры. Для оценки повышения точности способа рассмотрим типичную для прототипа форму коэффициента ВКФ вида






















17 - вычисление коэффициента ВКФ;
18 - вычисление квадрата коэффициента ВКФ;
19 - вычисление преобразования Гильберта от коэффициента ВКФ;
20 - вычисление квадрата преобразования Гильберта от коэффициента ВКФ;
21 - сравнение;
22 - поиск корреляционной временной задержки по результатам сравнения;
23 - вычисление скорости движения судна относительно дна. Использование предлагаемого способа обеспечивает повышение точности определения скорости; повышение устойчивости (надежность работоспособности в неблагоприятных условиях, когда


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в навигации, системах контроля и управления движением воздушного, водного и наземного транспорта
Способ определения дифференциальных поправок // 2012012
Изобретение относится к радионавигации и может использоваться при определении местоположения объекта
Изобретение относится к области гидроакустической техники и может быть использовано на судах или платформах морского флота, предназначенных для спасательных работ
Изобретение относится к области радионавигации и может быть использовано в бортовой аппаратуре спутниковых навигационных систем
Изобретение относится к гидроакустической технике и может быть использовано для пассивного определения дистанции до шумящей цели при распространении гидроакустических сигналов в море
Изобретение относится к гидроакустике и предназначено для обнаружения (классификации) якорных мин на течении
Изобретение относится к гидроакустике и предназначено для обнаружения (классификации) якорных мин на течении
Изобретение относится к гидроакустике
Параметрический эхолот // 2011205
Изобретение относится к акустическим приборам активной локации и предназначено для локации дна, объектов в водной среде и донных осадках
Изобретение относится к звуколокационным системам с отражением ультразвуковых волн и может быть использовано при ориентации человека в условиях плохой видимости или для слепых
Изобретение относится к гидроакустике и может быть использовано для регистрации рыбных скоплений и определения их параметров
Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в параметрических источниках звука для создания высокоэффективного направленного акустического излучения в широкой полосе частот
Изобретение относится к гидроакустике и может быть использовано при создании гидроакустических систем обнаружения подводных объектов
Изобретение относится к акустическим локационным системам
Изобретение относится к акустическим локационным системам
Изобретение относится к области разработки гидроакустических дальномерных средств и может быть использовано для определения местоположения подводных объектов, донных маяков ответчиков, подводных аппаратов,когда требуется повышенная точность дальномерной привязки