Уплотнительный узел
Использование: в насосах, компрессорах и турбонасосных агрегатах. Сущность изобретения: в корпусе статора установлено охватывающее вал с образованием дросселирующей щели плавающее кольцо с рабочим и нерабочим торцами. В плавающее кольцо со стороны нерабочего торца введена деформируемая тонкостенная втулка для образования кольцевой камеры между внутренней поверхностью кольца и втулкой, сообщенной с полостью высокого давления. Конец втулки со стороны низкого давления плотно сопряжен с кольцом по цилиндрической и торцовой поверхностям, контактирующим с ответными поверхностями гнезда расточки в теле кольца. Величина зазора между валом и цилиндрическим участком кольца с наименьшим диаметром больше толщины стенки втулки в этом сопряжении. Втулка со стороны полости высокого давления сопряжена с кольцом и зафиксирована в нем по радиальной и осевой координатам. Сообщение кольцевой камеры между внутренней полостью кольца и втулкой с полостью высокого давления осуществляется каналами, выполненными в теле кольца или втулки со стороны нерабочего торца. Втулка относительно кольца фиксируется неразъемным соединением, выполненным в виде сварного или полного соединения или резьбового соединения. 2 з.п.ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к уплотнительной технике и может найти применение в насосах, компрессорах и турбонасосных агрегатах.
Известен уплотнительный узел, содержащий плавающее кольцо, в которое введена деформируемая тонкостенная L-образного сечения втулка, установленная с упором фланцем в кольцо со стороны полости высокого давления с образованием кольцевой камеры между внутренней поверхностью кольца и втулкой и выполненная с каналами во фланце, сообщающими полость высокого давления с образованной камерой, при этом конец втулки со стороны пространства низкого давления плотно сопряжен с кольцом по цилиндрической и торцовой поверхностям, контактирующим с ответными поверхностями гнезда расточки в теле кольца, величина дросселирующего зазора между валом и цилиндрическим участком кольца с наименьшим диаметром больше толщины стенки втулки в этом сопряжении. Недостатком этого узла является технологическая трудность обеспечения одновременного контакта с телом кольца торцовых поверхностей фланца L-образной втулки со стороны полости высокого давления и конца втулки со стороны полости низкого давления. Одновременный торцовый контакт указанных поверхностей втулки с телом кольца является условием качественной работы узла уплотнения и гарантом его надежности. Целью изобретения является повышение технологичности, надежности и качества работы узла уплотнения. Эта цель достигается тем, что в уплотнительном узле для разделения полостей высокого и низкого давлений, содержащем установленное в корпусе статора и охватывающее вал с образованием дросселирующей цели плавающее кольцо с рабочим и нерабочим торцами, причем в плавающее кольцо со стороны нерабочего торца введена деформируемая тонкостенная втулка для образования кольцевой камеры между внутренней полостью кольца и втулкой, сообщенной с полостью высокого давления, при этом конец втулки со стороны низкого давления плотно сопряжен с кольцом по цилиндрической и торцовой поверхностям, контактирующим с ответными поверхностями гнезда расточки в теле кольца, величина зазора между валом и цилиндрическим участком кольца с наименьшим диаметром больше толщины стенки втулки в этом сопряжении, деформируемая тонкостенная втулка на стороне полости высокого давления сопряжена с кольцом и зафиксирована в нем по радиальной и осевой координатам, а сообщение кольцевой камеры между внутренней полостью кольца и втулкой осуществляется каналами, выполненными в теле кольца или втулки со стороны нерабочего торца, фиксация втулки относительно кольца осуществляется неразъемным соединением, выполненным в виде сварного или паяного соединения, фиксация втулки относительно кольца осуществляется разъемным соединением, выполненным в виде резьбового соединения. Такое исполнение уплотнительного кольца позволяет повысить технологичность его изготовления, так как отпадает необходимость изготовления точно одинаковых линейных размеров для расстояний между торцовыми поверхностями в кольце и втулке, повысить его надежность, которая в прототипе значительно снижается, если расстояние между торцовыми поверхностями в кольце меньше расстояния, что может привести к заклиниванию деформированного концевого участка втулки на стороне низкого давления (со стороны рабочего торца) в теле кольца, что чревато касанием втулки с ротором при режимах останова или повторного пуска ротора, повысить качество работы узла по сравнению с прототипом в случае, если расстояние между торцовыми поверхностями в кольце больше расстояния во втулке, что приводит к меньшему деформированию кольца втулки со стороны полости низкого давления, значит, и к снижению уплотнительной способности узла. На фиг.1 показан разрез узла уплотнения кольцом, где сопряжение втулки с кольцом выполнено сварным или паяным соединением; на фиг.2 - то же, с помощью резьбового соединения до нагружения его перепадом давления уплотняемой среды; на фиг.3 - дросселирующая щель при нагружении узла уплотнения рабочим уровнем перепада давления уплотнительной среды; на фиг.4 и 5 - радиальные эпюры давления на наружном и внутреннем радиусах плавающего кольца, а также эпюры результирующего силового нагружения его при различных уровнях нагружающего перепада давления; на фиг.6 и 7 - такие же эпюры для втулки щелевого уплотнения; на фиг.8 - характер изменения величины дросселирующей щели со стороны полости низкого давления с ростом уплотняемого перепада давления в узле уплотнения. Плавающее кольцо 1, разделяющее пространства 2 из высокого и низкого давлений, установлено в корпусе статора 4, сопряжено с ним торцовой поверхностью 5 и охватывает вал 6 с образованием дросселирующей щели 7. Плавающее кольцо 1 снабжено щелевым уплотнением, включающим тонкостенную деформируемую втулку 8, установленную в плавающее кольцо 1 с кольцевым зазором, образующим камеру 9, сообщенную с пространством 2 высокого давления посредством каналов 10. Щелевое уплотнение выполнено с устройством 11 фиксации положения втулки 8 от осевого и радиального перемещений, а также с узлами вспомогательных уплотнений 12 и 13. Уплотнение 12 образовано сопряжением торцовых поверхностей, а уплотнение 13 - сопряжением цилиндрических поверхностей втулки 8 и кольца 1 на стороне пространства 3 низкого давления. Толщина стенки втулки 8 в уплотнении 12 выполнена равной



Формула изобретения
1. УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ для разделения полостей высокого и низкого давлений, содержащий установленное в корпусе статора и охватывающее вал с образованием дросселирующей щели плавающее кольцо с рабочим и нерабочим торцами, причем в плавающее кольцо со стороны нерабочего торца введена деформируемая тонкостенная втулка для образования кольцевой камеры между внутренней поверхностью кольца и втулкой, сообщенной с полостью высокого давления, при этом конец втулки со стороны низкого давления плотно сопряжен с кольцом по цилиндрической и торцевой поверхностям, контактирующим с ответными поверхностями гнезда расточки в теле кольца, а величина зазора между валом и цилиндрическим участком кольца с наименьшим диаметром больше толщины стенки втулки в этом сопряжении, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности, надежности и качества работы узла уплотнения, деформируемая тонкостенная втулка на стороне полости высокого давления сопряжена с кольцом и зафиксирована в нем по радиальной и осевой координатам, а сообщение кольцевой камеры между внутренней полостью кольца и втулкой с полостью высокого давления осуществляется каналами, выполненными в теле кольца или втулки со стороны нерабочего торца. 2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что фиксация втулки относительно кольца осуществляется неразъемным соединением, выполненным в виде сварного или паяного соединения. 3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что фиксация втулки относительно кольца осуществляется разъемным соединением, выполненным в виде резьбового соединения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8