Газлифтный пилотный клапан
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности для управления постоянной или периодической работой газлифтных скважин и поддержания заданных значений забойных давлений в процессе их эксплуатации. Клапан включает корпус 1 с верхними "а" и нижними "г" управляющими каналами, входными "б" и выходными "в" каналами. В корпусе перпендикулярно его оси установлено седло 13 с проходным каналом 14, гидравлически соединенным посредством поперечных каналов с нижними управляющими каналами "г" корпуса. Над седлом 13 установлен шток 9 с приводом в верхней части и затвором 10 на нижнем конце. Под седлом размещен эластичный запорный элемент 15, выполненный в виде стакана. Под эластичным запорным элементом размещен подпятник, а внутри запорного элемента установлен фиксатор 17 с каналами 18. Выполнен фиксатор в виде ступенчатой втулки, а подпятник - в виде патрубка, осевой канал 5 которого гидравлически связан с пространством за корпусом. Сумма площадей поперечного сечения осевого канала 5 патрубка и выходных каналов "в" корпуса меньше площади поперечного сечения входных каналов, а площадь поперечного сечения нижних управляющих каналов "г" меньше площади поперечного сечения проходного отверстия седла. Причем эластичный запорный элемент выполнен с кольцевым гофром под фиксатором, а на его внутренней поверхности выполнены ребра жесткости 16. Клапан также снабжен съемным фиксатором 11 верхнего положения штока. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к добыче газообразных и жидких сред газлифтным способом, и может быть применено для управления постоянной или периодической работой газлифтных скважин и поддержания заданных значений забойных давлений в процессе их эксплуатации.
Известен газлифтный клапан ("Нефтяное хозяйство", 1989, N 2, с. 31-32) конструкции КазНИПИнефть, состоящий из корпуса с щелевыми прорезями и радиальными каналами, эластичного затвора, золотников и пружинных узлов. Известны также пилотные газлифтные устройства, управляемые контрольным клапаном производства США, состоящие из двух клапанов, главного и контрольного, заключенных в общий корпус. Контрольный клапан имеет большой цилиндрический объем и оснащен съемным штоком, седлом и реверсивным элементным обратным клапаном [1]. Наиболее близким к предлагаемому является газлифтный клапан, состоящий из корпуса с каналами, внутри которого размещен эластичный затвор [2]. Этот клапан имеет следующие недостатки: - эластичный запорный элемент находится в зоне действия струи газа с абразивными частицами, что может привести к его разрушению; - управляющий орган не имеет фиксированного положения, что при работе клапана будет приводить к его преждевременному закрытию; - в процессе эксплуатации затвор герметично не закрывается; - в полости эластичного запорного элемента находится скважинная (пластовая) жидкость, что в свою очередь может вызвать отложение солей и парафина на внутренних стенках запорного элемента и снизить его работоспособность. Целью изобретения является повышение надежности работы клапана за счет уменьшения воздействия струи на эластичный запорный элемент и исключения его контакта со скважинной жидкостью при одновременном повышении эффективности работы клапана за счет увеличения его пропускной способности. Положительный эффект при использовании изобретения заключается в увеличении добычи нефти и(или) снижении удельного расхода газа за счет возможности выбора оптимального забойного давления и автоматического поддержания его значения в процессе эксплуатации газлифтной скважины. Достигается это за счет того, что клапан газлифтный пилотный снабжен фиксатором, выполненным в виде ступенчатой втулки, размещенной в верхней части эластичного запорного элемента, а подпятник - в виде патрубка, осевой канал которого гидравлически связан с пространством за корпусом, причем сумма площадей поперечного сечения осевого канала патрубка и выходных каналов корпуса меньше площади поперечного сечения входных его каналов, а площадь поперечного сечения нижних управляющих каналов меньше площади поперечного сечения проходного отверстия седла. При этом эластичный запорный элемент выполнен с кольцевым гофром под фиксатором, а на его внутренней поверхности выполнены ребра жесткости. Совокупность этих технических решений позволяет повысить надежность работы клапана. Клапан газлифтный пилотный снабжен также съемным фиксатором верхнего положения штока. Это позволяет получить фиксированный расход газа при работе клапана. На фиг.1 показан пилотный газлифтный клапан в закрытом положении, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1. Клапан газлифтный пилотный состоит из корпуса 1 с радиальными каналами "а", "б", "в" с внутренним буртом 2, полого штока 3 с пятой 4 и осевым каналом 5, уплотнительных элементов 6, сильфона 7 с узлом зарядки 8, штока 9 с шаром 10 и съемного фиксатора 11 с установочным штифтом 12, седла 13 с осевым каналом 14 и радиальными каналами "г", эластичного запорного элемента 15 с ребрами жесткости 16, фиксатора 17 со сквозными каналами 18, подвижного сальника 19. Клапан газлифтный пилотный работает следующим образом. Перед спуском в скважину определяются его рабочие характеристики: - задается рабочий интервал забойного давления (Рз-1 - Рз-2); - исключается воздействие на сильфон 7 вспомогательного клапана, агрессивной рабочей среды, например заливкой вязкой жидкости между корпусом и сильфоном, с установкой подвижного сальника 19; - сильфон 7 через узел зарядки 8 заряжается на расчетное давление по формуле баланса сил: Рс х Sэф = Рт х (Sэф - So) + Рг + So, где Рс - абсолютное давление в сильфонной камере клапана; Рг - абсолютное давление нагнетаемого газа на глубине расположения клапана;So - площадь отверстия седла клапана;
Рт - абсолютное давление в колонне подъемных труб на глубине расположения клапана;
Sэф - эффективная площадь сильфона, отсюда давление открытия клапана, т.е. давление в колонне подъемных труб, при котором клапан откроется, равно
Pт=



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2