Способ управления вентильным электродвигателем постоянного тока
Использование: в вентильных электроприводах постоянного тока. Сущность: в способе управления вентильным электродвигателем изменение угла установки датчика положения ротора синхронной машины осуществляет в зависимости от момента на валу ее ротора и амплитуды напряжения, подводимого к одной из фаз якорной обмотки синхронной машины. 1 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для повышения мощности, развиваемой синхронной машиной вентильного электродвигателя постоянного тока.
Известен способ управления вентильным электродвигателем постоянного тока (1), заключающийся в том, что измеряют угол положения ротора синхронной машины вентильного электродвигателя и его частоту вращения и подводимое к одной из фаз якорной обмотки синхронной машины напряжение изменяют в функции указанных измеренных параметров и угла установки датчика положения ротора по закону Ui=Usin(p












р - число пар полюсов ротора синхронной машины;

n - число фаз якорной обмотки синхронной машины;

Tэ=p

L и R - индуктивность и активное сопротивление фазы якорной обмотки;
Wx - скорость холостого хода синхронной машины при

М - момент на валу синхронной машины;
Мп - пусковой момент синхронной машины;
Uн - номинальное напряжение питания синхронной машины. На чертеже приведена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ. На чертеже и в тексте описания приняты следующие сокращения и обозначения:
U1 - напряжение, подводимое к i-ой фазе якорной обмотки синхронной машины;
U - напряжение питания синхронной машины;
р - число пар полюсов ротора синхронной машины;

n - число фаз якорной обмотки синхронной машины;


L и R - индуктивность и активное сопротивление фазы якорной обмотки;
Wx - скорость холостого хода синхронной машины при

М - момент на валу синхронной машины;
Мп - пусковой момент синхронной машины;
Uн - номинальное напряжение питания синхронной машины;
УП - устройство перемножения;
УМ - усилитель мощности;
СМ - синхронная машина;
ПЗУ - постоянное запоминающее устройство;
ДПР - датчик положения ротора синхронной машины;
ДМ - датчик момента на валу синхронной машины;
АУ - арифметическое устройство. Сущность предлагаемого способа управления вентильным электродвигателем постоянного тока заключается в следующем. Известно, что механические характеристики вентильного электродвигателя постоянного тока описываются соотношением (2)
W









Решив квадратное уравнение относительно W, получим зависимость частоты вращения ротора СМ от напряжения питания, момента на валу и угла установки датчика положения ротора
W=

Знак минус перед квадратным корнем соответствует участку неустойчивого состояния на механической характеристике, поэтому в дальнейшем рассмотрении будем использовать перед квадратным корнем знак плюс. Очевидно, что мощность, развиваемая СМ, будет максимальна, если частота вращения ротора при некотором моменте на валу также будет максимальной. Поэтому исследуем на максимум частоту вращения ротора как функцию угла установки датчика положения ротора, для чего продифференцируем по


Проделав некоторые преобразования окончательно получим


Выполнив подстановку sin2(


cos4(








который представляет собой уравнение четвертой степени относительно cos(


т. е. из нескольких локальных максимумов и минимумов частоты вращения ротора выбирается глобальный максимум при положительном напряжении питания и глобальный минимум при отрицательном напряжении питания. Таким образом, при изменении угла установки датчика положения ротора по закону, удовлетворяющему предложенному соотношению, частота вращения ротора будет максимальной при заданном моменте на валу. Существенное отличие в предлагаемом способе управления состоит в том, что угол установки датчика положения ротора зависит как от напряжения питания СМ, так и от момента на ее валу. Положительный эффект, обусловленный этим существенным отличием, по сравнению со способом-прототипом (2), заключается в повышении мощности, развиваемой СМ. Устройство, при помощи которого может быть реализован предлагаемый способ управления, содержит УП1, первый вход которого служит входом управления, на который поступает сигнал, определяющий амплитуду напряжения, подводимого к фазам якорной обмотки, а выходы, количество которых определяется числом фаз якорной обмотки через УМ2 подключены к фазам якорной обмотки СМ3, на валу которой укреплены ДПР4 и ДМ5. Выход ДМ5 подключен к первому входу ПЗУ6, второй вход которого соединен с первым входом УП1, а выход подключен к первому входу АУ7, второй вход которого соединен с выходом ДПР4. Выход AУ 7 через ПЗУ8 подключен к вторым входам УП1. Устройство на чертеже функционирует следующим образом. Угол










Формула изобретения
Ui=Usin(p



и дополнительно по определенному закону изменяют угол установки датчика положения ротора, отличающийся тем, что измеряют момент на валу синхронной машины и указанное изменение угла установки датчика положения ротора осуществляют по закону, удовлетворяющему соотношению
cos(





причем из всех значений угла установки датчика положения ротора, удовлетворяющих указанному соотношению, выбирают то, которое соответствует наибольшему при положительном напряжении питания и наименьшему при отрицательном напряжении питания значению выражения

где U - напряжение питания синхронной машины;
p - число пар полюсов ротора синхронной машины;

n - число фаз якорной обмотки синхронной машины;

Tэ = pL/R - электромагнитная постоянная времени синхронной машины;
L и R - индуктивность и активное сопротивление фазы якорной обмотки соответственно;
Wх - скорость холостого хода синхронной машины при

M - момент на валу синхронной машины;
Mп - пусковой момент синхронной машины;
Uн - номинальное напряжение питания синхронной машины.
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для повышения КПД вентильного электродвигателя постоянного тока
Бесконтактный регулируемый электропривод // 1830598
Вентильный электродвигатель // 1820459
Вентильный электродвигатель // 1818664
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различного назначения с цифровым управлением
Изобретение относится к электротехнике и автоматике
Вентильный электродвигатель // 1791924
Вентильный электропривод // 1791923
Электроагрегат // 2112309
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики
Магнитное вращающееся устройство // 2128872
Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т
Торцевой генератор тока // 2146849
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям магнитоэлектрических генераторов тока торцевого типа, приводимых во вращение, например, ветровым лопастным колесом
Генератор тока // 2147155
Вентильный электродвигатель // 2152120
Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электроприводам