Гидромеханическая передача
Использование: в машиностроении, в приводах машин и механизмов. Сущность изобретения: гидромеханическая передача содержит смонтированные в корпусе аксиальный гидромотор с наклонным диском и планетарную передачу. Последняя выполнена в виде сателлитов на осях водила и зубчатых колес. Наклонный диск гидромотора выполнен с коническим зубчатым венцом. Каждое из зубчатых колес выполнено коническим и с двумя зубчатыми венцами - внешним большего диаметра и внутренним меньшего диаметра. Большие диаметры венцов конических зубчатых колес различны между собой. Делительные конусы венцов по меньшей мере одного конического зубчатого колеса не совпадают. Внешний венец каждого конического зубчатого колеса входит в зацепление с коническим зубчатым венцом наклонного диска аксиального гидромотора. Внутренний венец каждого конического зубчатого колеса входит в зацепление с сателлитами. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов для обеспечения компактности привода и большой глубины редукции.
Известны гидромеханические передачи, включающие низкомоментный гидродвигатель, зубчатый редуктор и муфту, соединяющую валы этих агрегатов. Гидродвигатель и редуктор размещают в своих корпусах, а муфту устанавливают на выступающие из корпусов валы, поэтому масса и габариты такой гидромеханической передачи наибольшие. При увеличении глубины редукции масса и объем как редуктора, так и всей передачи возрастают. Известны также гидромеханические передачи, представляющие собой совокупность аксиально-поршневого гидромотора с наклонным диском и одно- или двухступенчатого планетарного редуктора, встроенных в общий корпус. Эта совокупность отличается от других известных прежде всего компактностью, однако габариты механической части существенно превышают габариты гидромотора по всем трем измерениям. Кроме того, глубина редукции использованных передач, отражаемая передаточным отношением, не всегда достаточна: так у одноступенчатого редуктора передаточное отношение равно однозначному числу, а у двухступенчатого редуктора хотя и двузначному числу, но из первого десятка двузначных чисел. Повышение глубины редукции в известных решениях связано с увеличением числа ступеней или при сохранении числа ступеней с увеличением размеров зубчатых колес, т.е. увеличением размеров и массы. Техническим результатом изобретения является увеличение глубины редукции без увеличения массы и объема передачи. Для достижения этого результата в гидромеханической передаче, содержащей аксиальный гидромотор с наклонным диском и планетарную передачу, в которую входят водило с сателлитами на его осях и зубчатые колеса, наклонный диск гидромотора выполнен с коническим зубчатым венцом, а два соосно установленных между собой и водилом зубчатых колеса выполнены коническими и с двумя венцами: внешним большего и внутренним меньшего диаметров (или одно колесо выполнено с одним венцом, но удлиненными зубьями, поэтому на нем образуются также два венца с разными диаметрами). При этом зубчатый венец наклонного диска входит в зацепление в диаметрально противоположных зонах с внешними венцами зубчатых колес, а сателлиты на водиле тоже в диаметрально противоположных зонах входят в зацепление с внутренними венцами. Поскольку окружные скорости внешних венцов одинаковы, а диаметры различны, угловые скорости двухвенцовых колес отличаются, кроме того, направления их вращения противоположны, как и направления окружных скоростей внутренних венцов. Следовательно, окружная скорость сателлита относительно геометрической оси водила равна разности окружных скоростей внутренних венцов. Эти скорости не одинаковы даже при равных диаметрах внутренних венцов. При достаточно близких величинах окружных скоростей внутренних венцов достигается глубокая редукция передачи, передаточное отношение которой выражается трехзначным числом. Здесь имеется в виду, что диаметры колес предлагаемого решения и известных решений одинаковы. Если глубину редукции предлагаемого решения выполнить такой же, как у известных решений, то размеры колес, а следовательно, габариты и масса передачи, уменьшаются. Поскольку в предлагаемом решении применены конические зацепления, то габарит в направлении осей конических колес уменьшается. Этот габарит сокращается и при уменьшении диаметра зубчатого венца на наклонном диске, а это одновременно увеличивает глубину редукции. В предлагаемом решении применено только одно водило и нет муфт, соединяющих звенья передачи. На чертеже показана гидромеханическая передача, разрез. Гидромеханическая передача включает в себя размещенные в общем корпусе 1 аксиальный гидромотор и планетарную передачу. В гидромотор входят блок цилиндров 2, поршни 3, контактирующие с шатунами 4 наклонного диска 5, геометрическая ось которого наклонена к оси блока цилиндров 2 под углом




































Формулы (1) и (2) показывают, что и угловая скорость и передаточное отношение i зависят от диаметров зубчатых венцов и могут принимать самые разные значения. При одинаковых диаметрах зубчатых колес предлагаемого решения с колесами известных решений угловая скорость








Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1