Способ изготовления рабочих колес турбомашин, преимущественно турбомолекулярных вакуумных насосов
Сущность изобретения: используют дисковую заготовку с внешним диаметром, превышающим внешний диаметр рабочего колеса, прорезают на ней радиальные каналы до диаметра, превышающего диаметр корневого сечения лопаток колеса, формируют, отгибают и калибруют лопатки до заданного профиля, затем вытягивают центральную часть заготовки с одновременным уменьшением диаметра оснований радиальных каналов до диаметра корневого сечения лопаток колеса, производят обработку заготовки колеса по внешнему диаметру до диаметра рабочего колеса с одновременным выполнением центрального отверстия. 12 ил.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к технологии вакуумного машиностроения, и может быть использовано при изготовлении статорных и роторных колец турбомолекулярных насосов и рабочих колес турбомашин.
Цель изобретения - улучшение рабочих характеристик колес путем обеспечения взаимного перекрытия соседними лопатками друг друга. Указанная цель достигается тем, что в способе изготовления рабочих колес турбомашин, преимущественно турбомолекулярных вакуумных насосов, включающем прорезку на дисковой заготовке радиальных каналов и формовку лопаток, используют дисковую заготовку с внешним диаметром, превышающим внешний диаметр рабочего колеса, радиальные каналы прорезают до диаметра, превышающего диаметр корневого сечения лопаток колеса, после формовки лопаток вытягивают центральную часть заготовки с одновременным уменьшением диаметра оснований радиальных каналов до диаметра корневого сечения лопаток колеса, а затем осуществляют обработку заготовки по внешнему диаметру до диаметра рабочего колеса с одновременным выполнением центрального отверстия. На фиг. 1 и 2 изображена заготовка, со ступицей; на фиг. 3 и 4 - заготовка, в которой прорезаны радиальные каналы; на фиг. 5-7 - заготовка с формованными и отогнутыми лопатками; на фиг. 8 и 9 - заготовка после вытягивания центральной части заготовки; на фиг. 10-12 - рабочее колесо. Изготовление изделий предлагаемому способу осуществляют следующим образом. Дисковую заготовку с внешним диаметром, превышающим внешний диаметр рабочего колеса, фиксируют в штампе и одновременно или последовательно прорезают радиальные каналы до диаметра, превышающего диаметр корневого сечения лопаток колеса, формуют, отгибают и калибруют лопатки до заданного профиля, затем вытягивают центральную часть заготовки с одновременным уменьшением диаметра оснований радиальных каналов до диаметра корневого сечения лопаток колеса, производят обработку заготовки по внешнему диаметру до диаметра рабочего колеса и одновременно выполняют центральное отверстие. П р и м е р. Дисковую заготовку с наружным диаметром D = 281 мм фиксируют в штампе по внутреннему диаметру d1 = 30 мм. Формуют заготовку на диаметре D = 291 мм до образования ступицы диаметром d = 171 мм и толщиной лопатки по периферии h = 1,5 мм (см. фиг. 1). Далее одновременно или последовательно прорезают 72 радиальных канала с предварительной шириной Т = 4,7 мм и глубиной до диаметра d = 171 мм (см. фиг. 2). После чего формуют профиль, загибают угол и калибруют лопатки колеса с шагом в корневой части L = 6,54 мм и углом наклона
Формула изобретения
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧИХ КОЛЕС ТУРБОМАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВАКУУМНЫХ НАСОСОВ, включающий прорезку на дисковой заготовке радиальных каналов и формовку лопаток, отличающийся тем, что используют дисковую заготовку с внешним диаметром, превышающим внешний диаметр рабочего колеса, радиальные каналы прорезают по диаметру, превышающего диаметр корневого сечения лопаток колеса, после формовки лопаток вытягивают центральную часть заготовки с одновременным уменьшением диаметра оснований радиальных каналов до диаметра корневого сечения лопаток колеса, а затем осуществляют обработку заготовки по внешнему диаметру до диаметра рабочего колеса с одновременным выполнением центрального отверстия.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12