Шестеренная гидромашина
Использование: в любой области машиностроения, где используются рабочие жидкости с низкими смазывающими свойствами, например керосин. Сущность изобретения: шестеренная гидромашина содержит корпус 1, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни 2 и 3 внешнего зацепления, сопряженные с боковыми поверхностями шестерен 2 и 3 компенсаторы 4 - 7 торцовых зазоров и устройство для смазки сопряженных поверхностей, выполненное в виде глухих полостей 10 на боковых поверхностях шестерен, расположенных на кольцевом участке, ограниченном радиусом дна межзубовых впадин и минимальным радиусом контакта, и глухих отверстий 11, выполненных на рабочих поверхностях компенсаторов 4 - 7 и сопряженных одновременно с кольцевым участком и с межзубовыми впадинами шестерен 2 и 3, при этом отверстия 11 размещены в зоне высокого давления с возможностью периодического соединения с полостями 10 шестерен 2 и 3, а полости 10 выполнены с угловой протяженностью, меньшей чем угловое расстояние между отверстием 11 и ближайшей границей зоны всасывания. 6 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шестеренных гидромашинах высокого давления, работающих на жидкостях с низкими смазывающими свойствами, например на керосине.
Известна шестеренная гидромашина, содержащая корпус, в цилиндрических расточках которого установлены шестерни внешнего зацепления, сопряженные с боковыми поверхностями шестерен компенсаторы торцовых зазоров, снабженные элементом для смазки контактирующих боковых поверхностей - концентричной оси канавкой на боковой поверхности, выполненной на уровне середины высоты зубьев шестерни в секторе угла от полости всасывания до середины рабочего хода зубьев. Недостаток известной гидромашины состоит в том, что контактирующие боковые поверхности шестерен и компенсаторов недостаточно смазываются на кольцевых участках между радиусом дна межзубовых впадин и минимальным радиусом контакта в зоне всасывания, так как на этом участке отсутствует перепад давлений рабочей жидкости и, следовательно, перетекание ее между боковыми поверхностями шестерни и компенсатора. Наиболее близкой по технической сущности к заявленной гидромашине является известная гидромашина, содержащая корпус, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления, сопряженные с боковыми поверхностями шестерен компенсаторы торцовых зазоров и устройство для смазки сопряженных боковых поверхностей, выполненное в виде эксцентричных оси глухих кольцевых полостей на боковых поверхностях шестерен, расположенных на кольцевом участке между радиусом дна межзубовых впадин и минимальным радиусом контакта, а также глухих отверстий, выполненных на рабочих поверхностях компенсаторов и сопряженных одновременно с кольцевым участком и с межзубовыми впадинами шестерен. При этом глухие отверстия размещены в зоне высокого давления с возможностью периодического соединения с глухими полостями шестерен. Известная гидромашина недостаточно долговечна и надежна, так как при периодическом подведении в глухую кольцевую полость давления нагнетания возникает пульсирующая с частотой вращения шестерен сила прижима компенсаторов к шестерням, что ведет к ускоренному износу трущихся боковых поверхностей. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности шестеренной гидромашины. Для достижения указанной цели в шестеренной гидромашине, содержащей корпус, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления, сопряженные с боковыми поверхностями шестерен компенсаторы торцовых зазоров и устройство для смазки сопряженных поверхностей, выполненное в виде глухих полостей на боковых поверхностях шестерен, расположенных на кольцевом участке, ограниченном радиусом дна межзубовых впадин и минимальным радиусом контакта, и глухих отверстий, выполненных на рабочих поверхностях компенсаторов и сопряженных одновременно с кольцевым участком и с межзубовыми впадинами шестерен, при этом глухие отверстия размещены в зоне высокого давления с возможностью периодического соединения с глухими полостями шестерен, согласно изобретения глухие полости на торцах шестерен выполнены с угловой протяженностью, меньшей чем угловое расстояние между глухим отверстием и ближайшей границей зоны всасывания. Такая конструкция устройства обеспечивает смазку кольцевого участка сопряженных боковых поверхностей шестерен и компенсаторов торцовых зазором между радиусом дна межзубовых впадин и минимальным радиусом контакта в зоне всасывания рабочей жидкостью, доставляемой из зоны нагнетания в глухих полостях вращающихся шестерен. На фиг. 1 представлена предлагаемая шестеренная гидромашина; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг. 1. Гидромашина содержит корпус 1, в котором установлены шестерни 2 и 3, сопряженные с боковыми поверхностями компенсаторов 4-7 торцовых зазоров, являющихся одновременно радиальными подшипниками скольжения. Контакт по боковым поверхностям шестерен и компенсаторов обеспечен прижимным устройством, включающим поршни 8 и пружины 9, создающие осевое усилие на компенсаторы. В шестернях 2 и 3 выполнены глухие полости 10, выходящие на боковые поверхности на кольцевом участке между границей контакта минимального радиуса R2 и дном межзубовых впадин радиусом R1. На рабочих боковых поверхностях компенсаторов 4-7 выполнено по одному глухому отверстию 11, сопряженному одновременно с кольцевым участком и межзубовыми впадинами шестерен и размещенному в зоне высокого давления с возможностью периодического соединения с глухими полостями шестерен, что позволяет через отверстия 11 сообщать поочередно каждую полость 10 с ближайшей межзубовой впадиной (см. фиг. 2 и 5). При этом глухие полости 10 на торцах шестерен выполнены с угловой протяженностью



















































Q=


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6