Качели
Использование: для развлечений в местах отдыха. Сущность: опорные ригели 3 несут вал 4 для подвески "ладьи"6. Система програмного управления положением "ладьи"6 включает электрически связанные между собой считывающее устройство, блок управления и исполнительный орган. Колесный тормозной механизм включает механизм управления положением тормозных колес и его привод. Приводной механизм для "ладьи" включает колеса с приводом их вращения и механизм управления положением приводных колес и привод для него. Считывающее устройство кинематически связано с одним из рычагов для подвески "ладьи". Исполнительный орган электрически связан с приводом вращения приводных колес и с приводами механизмов управления положением приводных и тормозных колес. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение представляет собой качели в виде "ладьи" для катающихся пассажиров, подвешенной на маятниковых рычагах, относится к разделу "удовлетворение жизненных потребностей человека" и может быть использовано в парковом хозяйстве для развлечений.
Известны качели, у которых подвешенная к маятниковым рычагам опора для катающихся приводится в движение с помощью колесного привода, реверсируемого в зависимости от маятникового движения. В качестве колесного привода в известных качелях используются два установленных на поворотном балансире приводных колеса, движущихся в противоположном направлении и снабженных фрикционными накладками, расположенными по окружности. Балансир наклоняется с помощью управляемого привода таким образом, что приводимые колеса поочередно приходят во взаимодействие с нижней стороной опоры для катающихся. Известное устройство обладает рядом недостатков. Работа всей системы зависит от целого ряда переменных факторов - массы загрузки катающихся на опоре, распределения их по площади опоры, внешних погодных факторов - влажности, температуры колеса и окружающей среды и степени износа наружной поверхности приводного колеса, что в целом влияет на коэффициент трения скольжения между нижней поверхностью опоры для катающихся и колесом колесного привода, что приводит к тому, что величина значения момента раскачки при постоянном усилии поджатия колеса колесного привода является величиной переменной и никак не связанной с другими динамическими параметрами процесса раскачки, в частности с углом качка. Это приводит к возникновению проскальзывания колеса колесного привода относительно нижней поверхности опоры для катающихся и имеют место различные значения углов раскачки, в результате имеем нестабильные процессы раскачки, излишний вес и нагрев колеса колесного привода, в итоге снижается срок службы качелей. Наиболее близким по совокупности признаков к предложенным качелям являются качели с "ладьей", содержащие укрепленные на платформе опорные ригели, несущие вал для подвески на рычагах с возможностью качания "ладьи" для пользователя и приводной механизм для "ладьи", включающий установленные с возможностью контактирования с ее днищем колеса с приводом их вращения, механизм управления положением приводных колес и привод для него. Недостатком известной конструкции является то, что она производит коррекцию величины момента на приводном колесе только по достижении проскальзывания приводного колеса по нижней поверхности опоры для катающихся и не координирует этот момент с фактическим углом отклонения опоры для катающихся при каждом качке, что увеличивает износ приводного колеса, что делает всю систему неэкономичной. Другим недостатком является то, что не контролируется и не управляется процесс торможения. Кроме того, используемая в колесном приводе гидравлика не обеспечивает быстродействие всей системы в короткий момент раскачки. Вся система гидрооборудования недостаточно надежна в условиях паркового хозяйства, требует постоянного ухода, что усложняет эксплуатацию качелей. Для устранения вышеуказанных недостатков известные качели снабжены системой программного управления, включающей электрически связанные между собой считывающее устройство, блок управления и исполнительный орган, и колесным тормозным механизмом, включающим механизм управления положением тормозных колес и его привод, при этом тормозные колеса установлены с возможностью контактирования с днищем "ладьи", причем считывающее устройство установлено на одном из опорных ригелей и кинематически связано с одним из рычагов, а исполнительный орган электрически связан с приводом вращения приводных колес и с приводами механизмов управления положениями приводных и тормозных колес. Считывающее устройство выполнено в виде датчика угла поворота, а исполнительный орган - в виде ряда электрических реле. При этом колесный тормозной механизм снабжен фрикционными накладками, расположенными вдоль окружности тормозного колеса с возможностью контактирования с ним. На чертеже изображены качели со схемой системы программного управления, общий вид. Качели представляют из себя мобильную бесфундаментную металлоконструкцию. На восьми опорных элементах 1 установлена платформа 2 с закрепленными на ней опорными ригелями 3. Опорные ригели 3 представляют собой два перевернутых V-образных элемента, несущих вал 4. На валу 4 на рычагах 5 с возможностью свободного качения подвешена "ладья" 6 для катающихся пассажиров. Качели снабжены колесным приводом 7 и колесным тормозом 8, контактирующим с днищем "ладьи". Колесный привод 7 в свою очередь снабжен механизмом управления 9, приводом 10 механизма управления 9 и приводом вращения 11. Колесный тормоз 8 снабжен механизмом управления 12 и приводом 13 механизма управления 12. Механизмы управления 9 и 12 могут быть выполнены в виде механических (например: рычажных, винтовых и т.д.) пневматических или гидравлических систем. На колесе колесного тормоза 8 установлены фрикционные накладки 14, расположенные по его окружности и связанные с механизмом управления 12. На одном из неподвижных опорных ригелей 3 установлен датчик угла поворота 15, кинематически связанный, например, посредством системы фрикционных колес 16 с одним из качающихся рычагов 5. В качестве датчика угла поворота используют синусно-косинусный вращающийся трансформатор типа ВТ-5. Фрикционные колеса 16, контактируя одновременно с одной стороны с одним из качающихся рычагов 5, а с другой - с датчиком угла поворота 15, передают при работе угловое перемещение рычага 5 с "ладьей" 6 на датчик угла поворота 15. Датчик угла поворота 15, блок управления 17 и исполнительный элемент 18 образуют систему программного управления, которой оснащены качели. В качестве исполнительного элемента 18 в системе управления используют ряд электрических реле, типа РП21-003. Исполнительный элемент 18 системы программного управления электрически связан с приводом 10 механизма управления 9 колесного привода 7, с приводом 13 механизма управления 12 колесного тормоза 8 и с приводом вращения 11 колесного привода 7. Качели работают в четырех режимах: "0" режим, режим раскачивания, режим свободного качания, режим торможения. До начала работы качели находятся в равновесном состоянии, в нулевом положении и фиксируются в нем с помощью колесного тормоза 8. При этом колесо колесного тормоза 8 контактирует с днищем "ладьи" 6. Колесо колесного привода 7 отведено от днища "ладьи" 6 и находится в крайнем нижнем положении. Система программного управления отключена. Идет посадка пассажиров в "ладью" 6. После того как посадка произведена всю систему (качели и систему программного управления) приводят в "0" режим. Для этого нажимают кнопку "ПУСК" на панели блока управления 17, а тумблер "КОНТРОЛЬ-РАБОТА" устанавливают в положение "КОНТРОЛЬ", при этом включается питание системы программного управления. Она дает команду на привод 10 "ОТКЛЮЧИТЬ КОЛЕСНЫЙ ПРИВОД" и на привод 13 "ВКЛЮЧИТЬ КОЛЕСНЫЙ ТОРМОЗ". При этих командах и колесный привод 7 и колесный тормоз 8 остаются в своем исходном положении, в том положении, в котором они были в момент загрузки пассажиров. Система программного управления подтверждает это положение. В "0" режиме система программного управления проверяет наличие исходного положения всего комплекса и выполнение следующих условий: - абсолютное значение начального угла раскачивания должно быть l




































Формула изобретения
1. КАЧЕЛИ, содержащие укрепленные на платформе опорные ригели, несущие вал для подвески на рычагах с возможностью качания ладьи для пользователя, и приводной механизм для ладьи, включающий установленные с возможностью контактирования с ее днищем колеса с приводом их вращения, механизм управления положения приводных колес и привод для него, отличающиеся тем, что они снабжены системой программного управления, включающей электрически связанные между собой считывающее устройство, блок управления и исполнительный орган, и колесным тормозным механизмом, включающим механизм управления положением тормозных колес и его привод, при этом тормозные колеса установлены с возможностью контактирования с днищем ладьи, причем считывающее устройство установлено на одном из опорных ригелей и кинематически связано с одним из рычагов, а исполнительный орган электрически связан с приводом вращения приводных колес и приводами механизмов управления положениями приводных и тормозных колес. 2.Качели по п.1, отличающиеся тем, что считывающее устройство выполнено в виде датчика угла поворота, а исполнительный орган - в виде ряда электрических реле. 3.Качели по пп.1 и 2, отличающиеся тем, что колесный тормозной механизм снабжен фрикционными накладками, расположенными вдоль окружности тормозного колеса с возможностью контактирования с ним.РИСУНКИ
Рисунок 1