Буровой наддолотный амортизатор
Использование: для гашения вибраций при бурении нефтяных и газовых скважин. Сущность изобретения: амортизатор содержит корпус 1, расположенный в нем ступенчатый вал, образующий с корпусом меньшей ступенью 6 полость 7 для размещения упругого элемента в виде рядов резиновых шаров 8, расположенных между дисками. Последние совмещены по оси амортизатора и расположены с зазором. Шары каждого ряда отделены друг от друга и от дисков разделительными дисками 24. Над полостью с упругим элементом выполнены отверстия 16 с суммарной площадью, большей или равной площади указанного зазора. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для гашения вибраций, и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин.
Известен амортизатор, содержащий корпус, расположенный в его полости ступенчатый вал, образующий с корпусом своей большей ступенью шлицевую полость, а меньшей полость для размещения упругого элемента, камеру гидравлической разгрузки и выполненную на валу камеру с гибкой стенкой, гидравлически связанную с шлицевой полостью, причем гибкая стенка расположена в камере гидравлической разгрузки. Недостатком этого амортизатора является невозможность работы последнего при знакопеременных осевых нагрузках - как сжатия, так и растяжения, возникающих при спускоподъемных операциях, во время движения инструмента вверх или, например, при возникновении перепада давления на элементах компоновки низа бурильной колонны - (КНБК) ниже амортизатора по ходу бурового раствора. Известно, что при отсутствии в амортизаторе упругих элементов, воспринимающих растягивающие нагрузки в разъемном телескопическом соединении бурильной колонны (амортизаторе), возникают ударные нагрузки и амортизатор работает как ударный переводник. В результате снижается стойкость амортизатора. Для того, чтобы избежать это, в амортизаторах устанавливают дополнительные ряды упругих элементов, воспринимающих растягивающие нагрузки, что приводит к нежелательному увеличению длины амортизатора, способствующей искривлению ствола скважины при бурении. Целью изобретения является повышение эффективности и надежности амортизатора за счет обеспечения возможности восприятия одними и теми же упругими элементами (шарами), работающими только на сжатие, знакопеременных осевых нагрузок - как сжимающих, так и растягивающих без увеличения длины амортизатора, а следовательно, и массы, что дает возможность установки амортизатора в составе КНБК над долотом в турбинном бурении. Для этого в буровом наддолотном амортизаторе диски, закрепленные на валу и в корпусе, между которым расположены элементы (например, двойные ряды резиновых шаров), совмещены друг с другом по оси амортизатора. При этом диски, закрепленные на валу, размещены с зазором в дисках, закрепленных в корпусе, с возможностью телескопического перемещения один относительно другого, а пары каждого двойного ряда отделены от указанных дисков и друг от друга разделительными дисками. При этом очевидно, что характеристика упругих элементов, воспринимающих нагрузки сжатия и растяжения, постоянна. Это важно для получения характеристики амортизатора заранее, так как она постоянна для нагрузок сжатия и растяжения и определяется при испытании только одного упругого элемента и только на один вид нагрузки - сжатие. С целью регулирования действия диссипативных сил, связанных с движением промывочной жидкости в полости с упругим элементом, за счет выравнивания гидростатического давления этой полости с забойным на меньшей ступени вала выполнены отверстия, причем суммарная площадь сечения последних выбирается из соотношения Sотв
Формула изобретения
1. БУРОВОЙ НАДДОЛОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР, включающий корпус, расположенный в его полости ступенчатый вал, образующий с корпусом своей большей ступенью шлицевую полость и меньшей ступенью - полость для размещения упругого элемента, содержащего установленные друг над другом ряды резиновых шаров, чередующиеся с металлическими дисками, закрепленными на валу и в корпусе, камеру гидравлической разгрузки и камеру с гибкой стенкой, гидравлически связанную с шлицевой камерой, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и долговечности, он снабжен разделительными дисками, установленными над и под рядами резиновых шаров, а диски, закрепленные на валу, совмещены по оси амортизатора с дисками, закрепленными в корпусе, и установлены относительно последних с зазором. 2. Амортизатор по п.1, отличающийся тем, что, с целью регулирования действия диссипативных сил в полости с упругим элементом, на меньшей ступени вала выполнены отверстия, сообщающие полость для размещения упругого элемента с полостью осевого канала амортизатора, причем суммарная площадь сечения отверстий больше или равна площади сечения зазора между дисками, закрепленными на валу и в корпусе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3