Система автоматического управления курсом судна
Авторы патента:
Изобретение относится к управлению движением судами и кораблями. Цель изобретения - повышение качества стабилизации и автоматического управления судна по курсу, а также повышение безопасности судовождения. Для достижения цели в систему введен блок контроля и диагностики, позволяющий отключать в динамике сильно зашумленные измерения параметров движения судна и сигнализировать судоводителю о возникновении сбоев в работе системы. 1 ил.
Изобретение относится к управлению подвижными объектами, частности к управлению движением морскими судами и кораблями.
Известны авторулевые для управления морскими судами, в которых для повышения точности стабилизации курса судна при построении закона управления в сигнал угла курса вводится коррекция по ошибке от угла крена. Полученные таким образом оценки сигнала угла курса исключают часть помехи в сигнале угла курса [1] . Недостатком авторулевого является зашумленность сигналов угла курса и производной от угла курса углами рыскания судна (высокочастотной компонентой) от воздействия морского волнения. Другим недостатком является отсутствие блока контроля и диагностики, что может привести к аварийной ситуации. В авторулевом, принятом за прототип, предложено использовать для формирования закона управления сигнал оценки угловой скорости судна, который вырабатывается с помощью модели движения судна. Система содержит датчики угла курса и угла перекладки руля, задатчик угла курса, блок формирования угловой скорости судна, суммирующий усилитель, выход которого подключен к рулевому приводу, а входы соединены соответственно с выходом модели движения судна, выходами датчика и задатчика курса, датчика положения руля. К входу модели движения судна подключен датчик положения руля, который через два интегратора подключен к выходу модели, в которую введено два сумматора с соответствующими связями для формирования сигнала оценки угловой скорости судна. Недостатком системы является отсутствие блока контроля и диагностики, что может привести к аварийной ситуации в случае сбоя (отказа) в работе: датчика курса; модели движения судна; суммирующего усилителя; регулятора рулевого привода (отключения питания регулятора рулевого привода). Цель изобретения - повышение безопасности управления. Это достигается введением блока контроля и диагностики, содержащего три реле, пять световых индикаторов, сумматор, интегратор, конденсатор и резистор. Указанные отличительные признаки в своей совокупности обеспечивают появление в заявленном объекте ряд новых свойств, заключающихся в определении и индикации судоводителю возможных отказов основных блоков системы, причем благодаря введению избыточных измерителей контролируют исправность датчиков входной информации о состоянии судна и рулевого привода по невязкам измерений углов курса и оценки угла курса (угла рыскания) и измерению угловой скорости и оценки угловой скорости по курсу. В блоке контроля и диагностики восстанавливается суммарный сигнал управления рулевым приводом, что позволяет диагностировать исправность модели движения судна и суммирующего усилителя; восстановление же истинной скорости перекладки руля и сравнение с заданной позволяет контролировать исправность работы рулевого привода. На чертеже приведена блок-схема предлагаемой системы. Система содержит датчики положения руля 1, угловой скорости судна 2, угла курса 3, задатчик 4 курса, модель 5 движения судна, сумматор-усилитель 6, рулевой привод 7, блок 8 контроля и диагностики, три интегратора 9-11, четыре суммаатора 12-15, три реле 16-18, пять световых индикаторов 19-23, резистор 24 и конденсатор 25. Датчики 1-4 могут быть серийно выпускаемые и устанавливаемые во всех авторулевых. Модель 5 движения судна формируется на аналоговых элементах: два интегратора 9 и 10 - операционные усилители типа 140-УД-8, два сумматора 14 и 15 - операционные усилители типа 140-УД-6. Сумматор-усилитель 6 может быть реализован на усилителе типа 140 УД-6, на выход которого подключен эмиттерный повторитель с мощностью выхода 5-10 Вт. Блок 8 контроля и диагностики 8 реализуется на операционных усилителях: сумматор 15 - "140 УД-6", интегратор 11 - "140-УД-8", трех электромагнитных реле типа РЭС-9 с одной нормально разомкнутой группой каждое, в качестве световых индикаторов 19-23 могут использоваться световые диоды, либо электролампы. Датчик 3 и задатчик 4 через сумматор 12 и датчики 1 и 2 подключены к входам модели 5 движения судна, выходы которой через сумматор-усилитель 6 соединены с рулевым приводом 7. Блок 8 контроля и диагностики в соответствии с блок-схемой, приведенной на чертеже, соединен с указанными датчиками, моделью 5 и сумматором-усилителем 6. Работа системы в динамике следующая. В системе автоматического управления курсом судна формируется закон управления рулевым приводом вида




































































Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к технике автоматического управления колебательными объектами
Регулятор давления // 2010302
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано для регулирования давления транспортируемой жидкости или газообразной среды в нефтяной, газовой и других отраслях промышленности
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а более конкретно - к системам автоматического регулирования угловой скорости тепловых турбин, регулирующая часть которых содержит инерционный центробежный датчик угловой скорости турбины, гидравлический цилиндрический поршневой серводвигатель с управляющим золотником и силовым штоком, гидравлическое цилиндрически-поршневое изодромное устройство, заполненный рабочей жидкостью корпус-цилиндр которого жестко связан с силовым штоком гидравлического цилиндрически-поршневого серводвигателя, а соединенные между собой поршень со штоком через механическую пружину упруго связаны с неподвижной опорой
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а более конкретно - к системам автоматического регулирования угловой скорости тепловых турбин, регулирующая часть которых содержит инерционный центробежный датчик угловой скорости турбины, гидравлический цилиндрический поршневой серводвигатель с управляющим золотником и силовым штоком, гидравлическое цилиндрически-поршневое изодромное устройство, заполненный рабочей жидкостью корпус-цилиндр которого жестко связан с силовым штоком гидравлического цилиндрически-поршневого серводвигателя, а соединенные между собой поршень со штоком через механическую пружину упруго связаны с неподвижной опорой
Устройство для регулирования расхода // 2010300
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в лабораториях и пилотных установках, а также для регулирования микро- и макродоз в заданном соотношении смешивающихся компонентов
Система для регулирования давления транспортируемой по трубопроводу жидкой или газообразной среды // 2007748
Изобретение относится к автоматическому регулированию и может использоваться в гидро- и пневмосистемах различного назначения
Регулятор автоколебаний // 2006902
Изобретение относится к системам управления и регулирования механических колебаний, а именно к регуляторам автоколебаний
Изобретение относится к средствам и способам виброзащиты объектов в различных областях техники, в частности в транспортном машиностроении
Регулятор давления // 2006900
Изобретение относится к области энергетики и может быть применено на обратном магистральном трубопроводе тепловой сети с открытым водоразбором
Устройство для регулирования давления // 2006899
Изобретение относится к устройствам автоматики и может быть использовано для регулирования давления и перепада давлений, наддува герметичной оболочки
Изобретение относится к области неразрушающего контроля технологических процессов в строительной индустрии и может быть использовано для получения данных о параметрах предварительно напряженных арматурных элементов (стержней, канатов и т.д.) при изготовлении железобетонных конструкций, в частности, для определения требуемого удлинения арматурного элемента, измерения напряжений в арматурном элементе и корректировки его длины
Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы
Регулятор давления газа // 2103719
Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания
Электромагнитный регулятор давления // 2103720
Изобретение относится к области автоматического регулирования, предназначено для регулирования давления жидкости или газа и может быть использовано в системах гидропневмоавтоматики как звено, преобразующее входной электрический сигнал в давление жидкости или газа на выходе системы, управляющей гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами
Регулятор скорости объекта // 2106681
Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта
Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)
Комбинированный регулятор давления // 2108615
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах коммунального газоснабжения
Система управления транспортным средством // 2109319
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами
Регулятор давления газа // 2110084
Изобретение относится к технике автоматического регулирования давления газа и может быть использовано как в промышленности, так и в быту