Роликовинтовой механизм
Изобретение предназначено для преобразования вращательного движения в поступательное в измерительных и исполнительных системах точного позиционирования и автоматического регулирования положения деталей. Механизм обеспечивает высокую точность позиционирования вне зависимости от шага резьбы ходового винта и контактирующих с ним роликов, установленных в корпусе с возможностью вращения. Средние диаметры dср.в и dср.р резьбы ходового винта и роликов соответственно определяются соотношением 0<(d-dср.в)<0.5d. Проскальзывание роликов относительно ходового винта предотвращает синхронизатор, состоящий из зубчатых шестерен, закрепленных на осях роликов и находящихся в зацеплении с зубчатым колесом. 1 з. п. ф-лы. Изобретение относится к механическим устройствам преобразования вращательного движения в поступательное и может быть использовано в измерительных и исполнительных системах точного позиционирования или автоматического регулирования положения элементов и узлов различных установок и приборов. Формула изобретения(
/360), где S - величина поступательного движения выходного звена; t - шаг резьбы винта и роликов;
- угол поворота входного звена. Наиболее близким техническим решением является роликовинтовой механизм, содержащий корпус, установленные в нем винт, ролики, размещенные параллельно оси винта с возможностью вращения и взаимодействующие с винтом. Недостатком этого механизма является пониженная точность. Цель изобретения - повышение точности позиционирования поступательного движения роликовинтового механизма. Эта цель достигается тем, что в известном роликовинтовом механизме, содержащем корпус, ходовой винт, контактирующие с ним ролики, установленные в корпусе параллельно оси винта с возможностью вращения, ролики выполнены резьбовыми, а средние диаметры dср.в. и dср.р резьбы ходового винта и роликов соответственно определяются соотношением 0 < |dср.р-dср.в|
0,5dср.в. Выведено расчетное соотношение, определяющее поступательное перемещение
роликов (корпуса) при вращении ходового винта
= t
1-
, где
- угол поворота ходового винта. Анализ этого соотношения показывает, что перемещение практически не зависит от шага резьбы и тем меньше, чем меньше разница между dср.в и dср.р и при dср.в= dср.р
= 0, так как перемещения нет. С другой стороны, увеличение разности между dср.в и dср.р ведет к уменьшению точности позиционирования, приближая ее к значению, определяемому для классической пары винт-гайка, а также для прототипа
= t
(
/360). Поэтому при значении (dср.р-dср.в)= 0,5 dср.в перемещение
становится равным перемещению выходного звена прототипа и, следовательно, преимуществ перед ним не достигается. Этим объясняется предложенное соотношение средних диаметров винта и роликов. Кроме того, чтобы исключить проскальзывание в роликовинтовом механизме и еще более повысить точность позиционирования целесообразно на осях роликов установить зубчатые шестерни, находящиеся в зацеплении с зубчатым колесом, расположенным соосно с ходовым винтом. (56) 1. Хьюит А. Сб. Оптические и инфракрасные телескопы 90-х годов М. : Мир, 1983, с. 44-46. 2. Павлов Б. И. Шариковинтовые механизмы в приборостроении. Л. : Машиностроение, 1968, с. 92, рис. 50.
0,5 dср.в, где dср.р - средний диаметр резьбы роликов; dср.в - средний диаметр резьбы ходового винта. 2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен зубчатыми шестернями по числу роликов, установленными на соответствующих осях, и зубчатым колесом, расположенным соосно с ходовым винтом и предназначенным для одновременного зацепления с зубчатыми шестернями.