Вариатор
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве регулируемого привода для различных механизмов и машин, в том числе трансмиссий транспортных средств. Цель изобретения - повышение равномерности вращения выходного звена и увеличение нагрузочной способности вариатора. Для этого вариатор снабжен механизмом изменения межцентрового расстояния, выполненным в виде жестко закрепленных на основании направляющих и размещенного на них с возможностью перемещения корпуса, на котором жестко закреплена зубчатая рейка, связанная с механизмом регулирования. Кроме того, в вариаторе с возможностью вращения установлено блочное зубчатое колесо с внутренним, входящим в зацепление с составным колесом, и внешним венцами, а также передаточным механизмом, состоящим из двух зубчатых колес, одно из которых расположено на основании, а другое шарнирно соединено с центром первого и блочного зубчатых колес, с которыми оно входит в зацепление. Делительные диаметры зубчатых колес, связанные с механизмом регулирования, определены по приведенной формуле. Номинальные профили каждого зуба малых зубчатых колес выполнены не равными между собой. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве регулируемого привода для различных механизмов и машин, в том числе и трансмиссий транспортных средств.
Известно регулируемое зубчатое колесо (1), состоящее из нескольких жестких зубчатых секторов, которые в местах стыка имеют выступы и вырезы. При раздвижении секторов число зубьев составного колеса меняется за счет зубьев неполной рабочей длины в месте стыка. Основными недостатками зубчатого вариатора на этой основе являются нарушение правильности зацепления в местах стыка, очень малый диапазон регулирования и невозможность регулирования числа зубьев в процессе работы. Наиболее близким к изобретению по технической мощности и достигаемому результату является вариатор [2] , состоящий из основания, механизма регулирования с приводом и составного колеса с диском, несущим каретки с зубчатыми колесами, одно из которых неподвижно закреплено на своей каретке, кинематически связанными с механизмами регулирования. Однако, во-первых, передача вращения при помощи цепи имеет ограничения по скорости для больших крутящих моментов из-за резкого возрастания размеров и массы цепи, во-вторых, скорость ведомого вала изменяется по гармоническому закону с амплитудой до 15% от постоянной скорости вращения ведущего вала. Кроме того, применение вспомогательных роликов уменьшает количество зубьев, одновременно находящихся в зацеплении с цепью, и тем самым различные по номинальному профилю зубья на малых зубчатых колесах, входящих в зацепление с внутренним венцом блочного зубчатого колеса, соответствующие каждый своему диаметру составного колеса. На фиг. 1 показан вариатор, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Вариатор состоит из закрепленного с возможностью вращения на основании ведущего вала 1 с жестко посаженными на него приводной шестерней 2 и диском 3, в радиальных направляющих 4 которого с возможностью перемещения размещены не менее восьми кареток 5. Каретки имеют каждая по одной жестко закрепленной втулке 6 с кулачковой поверхностью 7, контактирующей с ответной кулачковой поверхностью 8 втулки 9, которая посажена с возможностью продольного перемещения на радиально установленный в диске 3 ходовой винт 10 и зафиксирована от поворота при помощи штыря 11, входящего в аксиальную канавку 12. Противоположным торцом втулка 9 опирается на торец гайки 13, взаимодействующей с ходовым винтом 10, которая зафиксирована от поворота относительно ходового винта 10 в направляющих 4 диска 3. Между гайкой 13 и кареткой 5 расположена пружина сжатия 14. На внутренних концах всех ходовых радиальных винтов 10 жестко закреплены конические шестерни 15, входящие в зацепление с коническим венцом на валу 16, посаженным на ведущем валу 1 с возможностью вращения и связанным с управляющим венцом 17 через суммирующий механизм, например планетарный ряд. На осях 18 кареток 5 с возможностью вращения размещены зубчатые колеса 19, содержащие по два зубчатых венца 20 и 21, первым из которых они входят в зацепление с зубчатыми рейками 22, а вторым - с внутренним венцом 23 блочного зубчатого колеса 24. Причем дополнительно снижает нагрузочную способность. Целью изобретения является повышение равномерности вращения выходного звена и увеличение нагрузочной способности вариатора. Это достигается тем, что в зубчатый вариатор введены механизм изменения межцентрового расстояния, выполненный в виде жестко закрепленных на основании направляющих и размещенного на них с возможностью перемещения корпуса, на котором жестко закреплена зубчатая рейка, связанная с механизмом регулирования; блочное зубчатое колесо, имеющее внешний и внутренний зубчатые венцы, размещенное на корпусе механизма изменения межцентрового расстояния; зубчатые колеса, связанные с механизмом регулирования, делительные диаметры D которых определены по формуле D





Z





Формула изобретения
D(i)(n+2-1)=

где D - диаметры делительных окружностей зубчатых колес, связанных с механизмом регулирования;
d - диаметр делительной окружности малых зубчатых колес, входящих в зацепление с внутренним венцом блочного зубчатого колеса;
n - количество малых зубчатых колес на составном колесе;
i - номер соответствующего малого колеса, начиная с неподвижно закрепленного на каретке. 3. Ваpиатоp по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью повышения точности зацепления пpи изменении диаметpа составного зубчатого колеса, номинальные пpофили каждого зуба малых зубчатых колес выполнены не pавными между собой.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2