Способ измерения момента инерции твердого тела
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения момента инерции ротора электродвигателя. Для этого последний связывают с эталонным телом, включают статор указанного двигателя в схему автогенератора и измеряют период автоколебаний, по которому оценивают момент инерции ротора. Дополнительно статор возбуждают регулируемым постоянным током. 1 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения моментов инерции твердых тел, в том числе роторов синхронных электрических машин.
Цель изобретения - повышение точности и упрощение технической реализации способа измерения моментов инерции твердых тел. На чертеже приведена функциональная схема установки для измерений моментов инерции твердых тел, поясняющая сущность способа. Установка содержит регулируемый источник постоянного тока 1, амперметр 2, испытуемый синхронный двигатель 3 с системой фаз на статоре 4 и постоянными магнитами на роторе 5 и валом 6, на котором закрепляется эталонное тело 7, фазосдвигающий фильтр 8, усилитель мощности 9 и частотомер 10. Способ может быть реализован применительно к синхронным двигателям с постоянными магнитами, электромагнитным возбуждением и любым другим активным ротором. В установке одна из обмоток статора 4 синхронного двигателя 3 подключена через амперметр 2 к регулируемому источнику постоянного тока 1, две другие обмотки соединены между собой через последовательно соединенные фазосдвигающий фильтр 8 и усилитель 9, на валу 6 двигателя 3 закрепляется эталонное тело 7, к выходу усилителя 9 подключен частотомер 10. При подключении одной из обмоток статора синхронного двигателя 3 к источнику постоянного тока 1 в результате взаимодействия магнитного потока, создаваемого этой обмоткой, и потока, создаваемого постоянными магнитами ротора 5, происходит ориентация ротора 5 в положение, соответствующее минимуму энергии электромеханической системы (нулевое). Обмотка с постоянным током в данном случае выполняет роль регулируемой электрической пружины с жесткостью С, пропорциональной току I в обмотке постоянного тока, т. е. С= КпI, где Кп - коэффициент пропорциональности. Для создания незатухающих колебаний ротора относительно нулевого положения используется режим качающегося магнитного поля, который обеспечивается при соединении двух обмоток статора по схеме автогенератора, т. е. между собой через последовательно соединенные фазосдвигающий фильтр 8 и усилитель 9. При соответствующем выборе частотной характеристики фазосдвигающего фильтра 8 качания ротора 5 переходят в автоколебательный режим с периодом T = 2






Приравняв правые части уравнений (3) и (4) и выполнив математические преобразования, получим формулу
Jo= J

по которой по измеренным значениям токов Io и I в обмотке постоянного тока статора синхронного двигателя 3 и значению момента инерции Jэ эталонного тела 7 вычисляют момент инерции Jо ротора 5. Таким образом, поскольку измерения производятся на одной частоте, то есть в одной точке частотной характеристики коэффициента передачи цепи вал-двигатель, а его значение не определяется и в явном виде не входит в вычислительную формулу (5), то, следовательно, повышается точность измерения момента инерции ротора синхронного двигателя. Измерение постоянного тока с помощью современных электроизмерительных приборов выполняется просто и с высокой точностью. Определение момента инерции ротора синхронного двигателя производится без его разборки, непосредственно в собранной машине, относительно реальной оси вращения, сформировавшейся в результате установки ротора и с учетом влияния подшипников, что также обеспечивает повышение точности измерений. Использование предлагаемого способа в приемочных и научно-исследовательских испытаниях синхронных двигателей и других изделий позволит повысить эффективность испытаний. (56) Авторское свидетельство СССР N 1755080, кл. G 01 M 1/10, 1989.
Формула изобретения
Jo= J

где J0 - момент инерции ротора;
Jэ - момент инерции эталонного элемента;
I0 - постоянный ток без эталонного элемента;
I - постоянный ток с эталонным элементом,
определяют момент инерции ротора синхронного двигателя.
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Балансирующее устройство // 2008640
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для балансировки роторов
Балансирующее устройство шлифовального круга // 2006804
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для балансировки наклонно закрепленных шлифовальных кругов и технологических элементов роторов
Устройство для балансировки роторов // 1835495
Устройство для балансировки роторов // 1825998
Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам автоматической подбалансировки роторов
Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов
Станок для балансировки роторов // 2105962
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей
Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению
Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости
Стенд динамической балансировки колес // 2115103
Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению