Вольтодобавочное устройство для электрифицированной железной дороги переменного тока
Использование: электрифицированные железные дороги, рекуперативное торможение на железных дорогах переменного однофазного тока. Сущность изобретения: трансформатор имеет первичную обмотку, подключенную к тяговому трансформатору, и вторичные обмотки, имеющие равное число витков и равные мощности. Два разделительных реактора имеют по две катушки с общей точкой. Число витков и мощности каждой катушки равны. Конденсаторная батарея последовательно соединена с индуктивным реактором. Начала вторичных обмоток правого стержня соединены с шинным выводом тяговой обмотки и с первой катушкой первого разделительного реактора, а концы обмоток правого стержня - с концами обмоток левого стержня, с первой катушкой второго разделительного реактора и с второй катушкой первого разделительного реактора. Начала обмоток левого стержня трансформатора подключены ко второй катушке второго разделительного реактора и к фидеру контактной сети, а к общим выводам катушек первого и второго разделительных реакторов подключены конденсаторная батарея и индуктивный реактор. При применении устройства снижение потерь мощности составляет 15 - 30% , кроме того, обеспечивается полная компенсация потери напряжения, вызванной индуктивной составляющей тока нагрузки. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам и может быть использовано на дорогах однофазного переменного тока.
Известно аналогичное вольтодобавочное устройство (ВДУ). Оно имеет вольтодобавочный трансформатор с двумя обмотками. Первичной обмоткой этот трансформатор подключен к соответствующей фазе тягового трансформатора, а вторичной - в разрез фидера контактной сети. Напряжение вторичной обмотки суммируется с напряжением тяговой обмотки. Этим достигается добавка напряжения в контактной сети. Тяговая нагрузка потребляет значительную реактивную мощность, которая в свою очередь вызывает не только основную долю потери напряжения, но и приводит к значительным потерям мощности на всем пути передачи энергии от источника до электровоза. ВДУ обладает ограниченными возможностями по снижению потери мощности напряжения в тяговой сети только за счет некоторого перераспределения потоков энергии между подстанциями, питающих искомую межподстанционную зону. Наиболее близким является многоцелевое вольтодобавочное устройство. ВДУ содержит трансформатор, индуктивный реактор L и конденсаторную батарею С, образующие последовательный LC-контур. Трансформатор имеет первичную, вольтодобавочную и компенсационную обмотки. Первичная обмотка подсоединена одним концом к одной из рабочих фаз тяговой подстанции (ТП) со стороны 27,5 кВ, другим концом - к рельсу. Вольтодобавочная обмотка присоединена одним концом к одной из рабочих фаз ТП, а другим - в рассечку фидера контактной сети. Компенсационная обмотка подключена к последовательному LC-контуру. Кроме вольтодобавки устройство при С > L выполняет функцию также емкостной компенсации. Это достигается посредством магнитной связи компенсационной, вольтодобавочной и первичной обмоток. Емкостная мощность из компенсационной обмотки привносится в первичную обмотку, где она суммируется с нагрузкой индуктивного характера, в результате уменьшается суммарный модуль тока и соответственно снижается потеря мощности в первичной обмотке. Часть емкостной мощности привносится в вольтодобавочную обмотку, где протекает ток нагрузки электровозов. Емкостная мощность, выполняя в вольтодобавочной обмотке функции устройства продольной емкостной компенсации, способствует стабилизации напряжения, но как показывают расчеты авторов прототипа, этот эффект выражен слабо и составляет 1/12 мощности, генерируемой конденсаторной батареей как поперечной емкостной компенсации. При этом 30-40% потери мощности в вольтодобавочной обмотке приходится на индуктивную составляющую тока нагрузки. По компенсационной обмотке протекает ток, соизмеримый с током нагрузки и вызывает значительную потерю мощности в этой обмотке. Недостатком известного устройства является значительные потери мощности в меди вольтодобавочной и компенсационной обмоток, а также ограниченная компенсация потери напряжения в индуктивности вольтодобавочной обмотки. В вольтодобавочное устройство для электрифицированной железной дороги переменного тока, содержащие трансформатор с первичной обмоткой, включенной в выходную цепь тяговой подстанции, и двумя вторичными обмотками, последовательный LC-контур, введены два разделительных двухсекционных реактора, при этом вторичные обмотки трансформатора соединены согласно-последовательно и зашунтированы соответствующими реакторами, а LC-контур включен между межсекционными выводами реакторов. Кроме того, в ВДУ параллельно вторичным обмоткам трансформатора могут быть включены дополнительные обмотки. На фиг. 1 представлена предлагаемая схема вольтодобавочного устройства для электрифицированной железной дороги переменного тока; на фиг. 2 - схема токораспределения по элементам; на фиг. 3 - векторная диаграмма сложения токов в каждой из вторичных обмоток вольтодобавочного устройства для электрифицированной железной дороги переменного тока. Устройство содержит трансформатор 1, конденсаторную батарею 2 и индуктивный реактор 3, образующие последовательный LC-контур, два разделительных реактора 4, 5. Трансформатор 1 имеет первичную обмотку 6 и четыре вторичных обмотки 7-10, имеющие одинаковое количество витков и мощности, расположенных по обе обмотки на левом и правом стержнях трансформатора. Первый разделительный реактор 4 выполнен в виде двух последовательно соединенных первой 11 и второй 12 секций. Второй разделительный реактор 5 выполнен аналогично первому и имеет секции 13 и 14. Разделительные реакторы 4, 5 выполнены на основе стальных сердечников, их секции 11-14 имеют одинаковое количество витков и мощности. Последовательно соединенные секции каждого реактора 4, 5 имеют индуктивность 50-60 Гн. Свободный вывод конденсаторной батареи 2 подключен к межсекционному выводу секций 13, 14 разделительного реактора 5, вывод реактора 3 - к общему межсекционному выводу секций 11, 12 первого разделительного реактора 4. Первичная обмотка 6 трансформатора 1 подключена к рабочей обмотке 15 тягового трансформатора. Один вывод обмотки 6 подключен к тяговой шине 16, а другой - к рельсу 17. Первая 7 и вторая 8 вторичные обмотки трансформатора началами подключены к тяговой шине 16 и выводу первой секции 11 первого разделительного реактора 4, а концами - к выводу первой секции 13 второго разделительного реактора 5 и к выводу второй секции 12 первого разделительного реактора 4. Третья 9 и четвертая 10 вторичные обмотки трансформатора 1 началами подключены к выводу второй секции 14 второго разделительного реактора 5, а также к фидеру контактной сети 18. Концы третьей 9 и четвертой 10 вторичных обмоток соединены с концами первой 7 и второй 8 вторичных обмоток трансформатора. Вторичные обмотки 7, 8 включены параллельно, также включены обмотки 9, 10. По отношению к цепи 19 нагрузки соответствующие пары вторичных обмоток 7, 8 и 9, 10 включены последовательно, а по отношению к цепи LC-контура 2, 3 - параллельно. Тяговая шина 16 посредством выключателя 20 соединена с фидером контактной сети 18. В цепь вывода первичной обмотки 6, соединяющей ее с тяговой шиной 16, введен выключатель 21. В цепь, соединяющую тяговый фидер 18 с началами третьей и четвертой обмоток 9, 10, введен выключатель 22. Устройство работает следующим образом. При включенных выключателях 21, 22 и отключенном выключателе 20 вторичные обмотки 7-10 трансформатора 1 включены в цепь тока электровоза 19. По каждой из обмоток трансформатора протекает ток, равный половине тока электровоза. Напряжение рабочей фазы 15 тягового трансформатора подано на первичную обмотку 6 трансформатора 1. Во вторичных об мотках 7, 8, 9, 10 при этом наводятся одинаковые напряжения U2. Благодаря соединению вторичных обмоток 7-10 в них наводится ЭДС, согласная с ЭДС рабочей фазы 15 тягового трансформатора. Таким образом, на фидере контактной сети 18 напряжение будет возрастать на 2 U2 по отношению к напряжению рабочей нагруженной фазы 15 тягового трансформатора. Наводимая во вторичных обмотках 7, 8 ЭДС е2 замыкается на цепь LC-контура 2, 3 через секции 11, 13 разделительных реакторов 4, 5 (см. фиг. 2). Одновременно ЭДС е2, наводимые во вторичных обмотках 9, 10, также замыкаются на цепь LC-контура 2, 3 через секции 12, 14 разделительных реакторов 4, 5. Обмотки 7-10 сфазированы так, что токи, вызываемые их ЭДС направлены в один из полупериодов следующим образом. В секциях 13, 14 разделительного реактора 5 они направлены к их межсекционному выводу. В секциях 11, 12 разделительного реактора 4 они направлены от межсекционного их вывода. В другой полупериод направления токов поменяются на противоположные. Разделительные реакторы 4, 5 при подключении любой из секций 7-10 на цепь 19 нагрузки обладают большим сопротивлением, создаваемым индуктивностью 50-60 Гн. При такой индуктивности сквозной ток реактора составит U2/2

Формула изобретения
1. ВОЛЬТОДОБАВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащее трансформатор с первичной обмоткой, включенной в выходную цепь тяговой подстанции, и двумя вторичными обмотками, последовательный LC-контур, отличающееся тем, что в него введены два разделительных двухсекционных реактора, при этом вторичные обмотки трансформатора соединены согласно последовательно и зашунтированы соответствующими реакторами, а LC-контур включен между межсекционными выводами реакторов. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что параллельно вторичным обмоткам трансформатора включены дополнительные вторичные обмотки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3