Способ определения координат транспортного средства
Изобретение относится к навигации в ближней зоне различных роботизированных транспортных средств, в частности к навигационному оборудованию для сопровождения сельскохозяйственных транспортных роботов, робокаров. Технико-экономическим результатом, получаемым от использования изобретения, являются повышение точности измерения координат и вождения транспортного средства и обеспечение возможности трехкоординатных измерений. В способе определения координат транспортного средства с помощью расположенного на транспортном средстве импульсного оптического локатора с вращающейся вокруг оси измерительной плоскостью приемно-передающей диаграммы и управляемыми двухкоординатными подвижками оси вращения измерительной плоскости, заключающемся в том, что в плоскости сканирования, перпендикулярной оси вращения измерительной плоскости, измеряют азимутальные углы между линиями визирования не менее трех разнесенных реперных отражателей, измеряют азимутальный угол между фиксированным нулевым положением вращающейся измерительной плоскости импульсного оптического локатора и линией визирования одного из реперных отражателей, измеряют временные интервалы между моментами совпадения вращающейся измерительной плоскости импульсного оптического локатора с реперными отражателями, измеряют временной интервал между моментом прохождения фиксированного нулевого положения измерительной плоскости импульсного оптического локатора и моментом ее совпадения с одним из реперных отражателей, определяют их измеренным временным интервалом азимутальные углы между линиями визирования реперных отражателей и азимутальный угол между нулевым положением измерительной плоскости импульсного оптического локатора и одним из реперных отражателей и формируют момент импульсного лоцирования очередного реперного отражателя с учетом измеренных в предыдущие моменты временных интервалов, дальности, до очередного реперного отражателя и длительности импульса лоцирования, формируют дополнительную вращающуюся приемно-передающую диаграмму импульсного оптического локатора, измерительная плоскость которой отклонена на некоторый угол от измерительной плоскости основной диаграммы вдоль оси, лежащей в измерительной плоскости основной диаграммы и перпендикулярной оси вращения обеих диаграмм, измеряют временные интервалы между моментами совпадения каждого реперного отражателя с измерительными плоскостями, по измеренным временным интервалам и периоду вращения диаграмм в системе координат неподвижных реперных отражателей, вычисляемому путем суммирования временных интервалов между моментами лоцирования всех реперных отражателей, с учетом геометрии расположения обеих измерительных плоскостей определяют угловое положение каждого реперного отражателя относительно плоскости сканирования, по измеренным азимутальным углам, измеренным угловым положениям реперных отражателей и их заданным трехмерным координатам определяют трехмерные линейные координаты оптического локатора и его угловое положение в пространстве, то есть угловое положение плоскости сканирования и нулевого положения вращающейся измерительной плоскости, по линейным и угловым координатам оптического локатора и измеренному угловому положению плоскости сканирования относительно транспортного средства с учетом положения импульсного оптического локатора на транспортном средстве определяют трехмерные линейные и угловые координаты требуемого элемента транспортного средства, по угловым положениям реперных отражателей осуществляют также управление положением плоскости сканирования импульсного оптического локатора, удерживая реперные отражатели в поле зрения импульсного оптического локатора. 3 ил.
Изобретение относится к навигации в ближней зоне различных роботизированных средств, в частности к навигационному оборудованию для автовождения сельскохозяйственных транспортных роботов, робокаров.
Известен способ определения координат транспортного средства с помощью установленных на машинно-тракторном агрегате фазовых радиодальномеров, реализованных по схеме ведущий-ведомый, заключающийся в измерении дальности до двух ретрансляторов с известными координатами, определении по измеренным значениям дальности текущего положения машинно-транспортного агрегата, измерении поперечного крена машинно-тракторного агрегата и компенсации по данным этих измерений ошибки определения текущего положения. Недостатками этого способа являются большие ошибки измерения координат машинно-тракторного агрегата, обусловленные искажением фазовой структуры радиополя в точке приема из-за отражения радиоволн от Земли и от конструкции машинно-тракторного агрегата, недостаточная точность автовождения, обусловленная отсутствием непосредственного измерения углового положения машинно-тракторного агрегата и оценкой курса машинно- тракторного агрегата путем счисления его траектории, а также необходимость установки двух наземных пунктов с обслуживаемым радиооборудованием. Известен способ определения координат транспортного средства с помощью расположенного на транспортном средстве импульсного оптического локатора с вращающейся вокруг оси измерительной плоскостью приемно-передающей диаграммы и управляемыми двухкоординатными подвижками оси вращения измерительной плоскости, заключающийся в том, что в плоскости сканирования, перпендикулярной оси вращения измерительной плоскости, измеряют азимутальные углы между линиями визирования не менее трех разнесенных реперных отражателей, измеряют азимутальный угол между фиксированным нулевым положением вращающейся измерительной плоскости импульсного оптического локатора и линией визирования одного из реперных отражателей, измеряют временные интервалы между моментами совпадения вращающейся измерительной плоскости импульсного оптического локатора с реперными отражателями, измеряют временной интервал между моментом прохождения фиксированного нулевого положения измерительной плоскости импульсного оптического локатора и моментом ее совпадения с одним из реперных отражателей, определяют по измеренным временным интервалам азимутальные углы между линиями визирования реперных отражателей и азимутальный угол между нулевым положением измерительной плоскости импульсного оптического локатора и одним из реперных отражателей, формируют момент импульса лоцирования очередного реперного отражателя с учетом измеренных в предыдущие моменты временных интервалов, дальности до очередного реперного отражателя и длительности импульса лоцирования. Недостатками этого способа являются невозможность измерения трех координат положения машинно-тракторного агрегата в пространстве, а также необходимость обеспечения высокой точности стабилизации оси вращения приемно-передающей диаграммы в направлении, перпендикулярном базовой (горизонтальной) плоскости, что при существующих технических возможностях ограничивает точность способа. Технико-экономическим результатом изобретения являются повышение точности измерения координат и вождения транспортного средства и обеспечение возможности трехкоординатных измерений. Данный технико-экономический результат достигается тем, что в способе определения координат транспортного средства с помощью расположенного на транспортном средстве импульсного оптического локатора с вращающейся вокруг оси измерительной плоскостью приемно-передающей диаграммы и управляемыми двухкоординатными подвижками оси вращения измерительной плоскости, заключающемся в том, что в плоскости сканирования, перпендикулярной оси вращения измерительной плоскости, измеряют азимутальные углы между линиями визирования не менее трех разнесенных реперных отражателей, измеряют азимутальный угол между фиксированным нулевым положением вращающейся измерительной плоскости импульсного оптического локатора и линией визирования одного из реперных отражателей, измеряют временные интервалы между моментами совпадения вращающейся измерительной плоскости импульсного оптического локатора с реперными отражателями, измеряют временной интервал между моментом прохождения фиксированного нулевого положения измерительной плоскости импульсного оптического локатора и моментом ее совпадения с одним из реперных отражателей, определяют по измеренным временным интервалам азимутальные углы между линиями визирования реперных отражателей и азимутальный угол между нулевым положением измерительной плоскости оптического локатора и одним из реперных отражателей и формируют момент импульса лоцирования очередного реперного отражателя с учетом измеренных в предыдущие моменты временных интервалов дальности до очередного реперного отражателя и длительности импульса лоцирования, формируют дополнительную вращающуюся приемно-передающую диаграмму импульсного оптического локатора, измерительная плоскость которой отклонена на некоторый угол от измерительной плоскости основной диаграммы вдоль оси, лежащей в измерительной плоскости основной диаграммы и перпендикулярной оси вращения обеих диаграмм, измеряют временные интервалы между моментами совпадения каждого реперного отражателя с измерительными плоскостями, по измеренным временным интервалам и периоду вращения диаграмм в системе координат неподвижных реперных отражателей, вычисляемому путем суммирования временных интервалов между моментами лоцирования всех реперных отражателей, с учетом геометрии расположения обеих измерительных плоскостей определяют угловое положение каждого реперного отражателя относительно плоскости сканирования, по измеренным азимутальным углам, измеренным угловым положениям реперных отражателей и заданным трехмерным координатам определяют трехмерные линейные координаты оптического локатора и его угловое положение в пространстве, т. о есть угловое положение плоскости сканирования и нулевого положения вращающейся измерительной плоскости, по линейным и угловым координатам оптического локатора и измеренному угловому положению плоскости сканирования относительно транспортного средства с учетом положения импульсного оптического локатора на транспортном средстве определяют трехмерные линейные и угловые координаты требуемого элемента транспортного средства, по угловым положениям реперных отражателей осуществляют также управление положением плоскости сканирования импульсного оптического локатора, удерживая реперные отражатели в поле зрения импульсного оптического локатора. На фиг. 1 изображена функциональная схема устройства для определения координат транспортного средства; на фиг. 2 - геометрический чертеж, поясняющий метод измерения углового положения отражателей относительно плоскости сканирования; на фиг. 3 - геометpический чертеж, иллюстрирующий алгоритм удержания отражателей в поле зрения локатора. Устройство для определения координат транспортного средства содержит реперный отражатель 1, базовую платформу 2, вращающуюся платформу 3, электродвигатель 4, двигатель 5 разгрузки, усилитель 6 мощности, преобразователь 7 кода в напряжение, регистр 8 кода управления двигателем разгрузки, вычислитель 9, блок 10 связи с вычислителем, формирующую систему 11 излучателя, основной оптический излучатель 12, дополнительный оптический излучатель 13, схему 14 формирования импульса запуска основного излучателя, схему 15 формирования импульса запуска дополнительного излучателя, приемный объектив 16, основной фоточувствительный элемент 17, дополнительный фоточувствительный элемент 18, приемно-усилительный тракт, схему 20 формирования импульса совпадения пеленгационного направления с отражателем, регистр 21 кода временного положения импульса совпадения, регистр 22 кода временного момента нулевого положения измерительной плоскости, датчик 23 нулевого положения вала, кварцевый генератор 24 кольцевой счетчик 25. Устройство, реализующее способ определения координат транспортного средства, работает следующим образом. Электродвигатель 4 осуществляет вращение с постоянной угловой скоростью вращающейся платформы 3 и соответственно вращение в пространстве приемных диаграмм оптического локатора, формируемых приемным объективом 16 и фоточувствительными элементами 17, 18, а также передающих диаграмм, формируемых оптическими излучателями 12, 13 и формирующими системами 11. Измерение временных интервалов между моментами совпадения вращающейся измерительной плоскости основной приемно-передающей диаграммы оптического локатора с реперными отражателями осуществляется следующим образом. Основная диаграмма оптического локатора формируется узкой в горизонтальном направлении (порядка 1 угловой минуты) и широкой в вертикальном направлении (порядка 20о). Ширина передающей диаграммы в вертикальном направлении выбирается равной ширине приемной диаграммы, а в горизонтальном направлении превышает ее на величину максимального рассовмещения диаграмм за счет запаздывания отраженного сигнала, равного


















































Управление временным моментом запуска основного и дополнительного излучателей осуществляется следующим образом. После лоцирования в n-м цикле вращения очередного реперного отражателя, измерения временного момента его лоцирования Ti(n) основной диаграммой в вычислителе осуществляется расчет момента запуска импульса лоцирования очередного i + 1-го отражателя основной диаграммой по формуле
T(n)3i+1= Ti(n)+




С - скорость света;

T3gi+1(n) = T3i+1(n) +




Для простоты рассмотрим случай, когда имеется минимальное количество реперных отражателей, то есть три. При этом будем считать, что начало неподвижной системы координат находится в точке одного из отражателей (например, первого), ось Х направлена от первого отражателя к второму, ось У лежит в плоскости, проходящей через все три отражателя, и перпендикулярна оси Х, ось Z перпендикулярна плоскости отражателей. Обозначим точки, в которых находятся первый, второй и третий отражатели, через О1, О2, О3 соответственно. Тогда вектора, соединяющие отражатели, будут выражаться:




r12 - расстояние между первым и вторым отражателями;
r13 - расстояние между первым и третьим отражателями;
r23 - расстояние между вторым и третьим отражателями. Направляющие орты введенной неподвижной системы координат i и j могут быть вычислены через линейную комбинацию векторов



Введем еще одну систему координат, связанную с текущим положением локатора. Центр этой системы координат лежит на пересечении плоскости сканирования локатора и оси вращения диаграмм. Обозначим эту точку О. Ось X' лежит в плоскости сканирования и совпадает с фиксированным нулевым положением вращающейся измерительной плоскости. Ось Y' перпендикулярна оси X' и также лежит в плоскости сканирования. Ось Z' перпендикулярна плоскости сканирования. Измерив азимутальные углы между линиями визирования всех отражателей в системе координат локатора и азимутальный угол одного из отражателей по отношению к оси X', легко вычислить азимутальные углы всех отражателей в плоскости, отсчитываемые от оси X. Обозначим эти углы соответственно каждому отражателю через












i = 1, 2, 3, где r1, r2, r3 - расстояния от локатора до соответствующих отражателей. Величины r1, r2, r3 непосредственно не измеряются, но могут быть найдены из следующей системы трех нелинейных уравнений:

Подставляя в эту систему уравнений координаты отражателей в системе координат локатора, расстояния между отражателями r12, r13, r23и решая ее численным (например, градиентным) способом, получаем численное значение величин и соответственно численные значения координат векторов ООi, i = 1, 2, 3, в системе координат локатора. Далее в этой же системе координат вычисляется через соответствующие линейные комбинации координаты векторов












Эти вектора-столбцы являются соответствующими столбцами трехмерной квадратной матрицы A поворота неподвижной системы координат относительно системы координат локатора, являющейся сомножителем при переточке координат векторов из неподвижной системы координат в локационную систему координат. Поскольку направляющий орт неподвижной системы координат

a13 = a21


a23 = a31


a33 = a11


Таким образом, все элементы матрицы поворота А численно вычисляются. Мы имеем вычисленные значения координат векторов в системе координат локатора и для пересчета этих векторов в неподвижную систему координат требуется вычислить матрицу В поворота системы координат локатора относительно неподвижной системы координат. Очевидно, что эта матрица является обратной по отношению к матрице A и рассчитывается соответствующим обращением матрицы A. B = A-1
Вычислив матрицу B, легко получить вектор-столбец координат локатора в неподвижной системе координат (обозначим его






Матрица поворота В полностью определяет угловое положение локатора в неподвижной системе координат. Действительно, задавая три последовательных поворота локационной системы координат относительно неподвижной как курс





Как видно из этих выражений, углы




Таким образом, изложенная схема расчетов позволяет вычислить как линейные трехмерные координаты локатора (вектор X) так и его угловое положение в пространстве - (углы



























Величину сигнала управления на поворот плоскости сканирования

















Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3