Двигатель с внешним подводом тепла
Использование: энергетическое машиностроение, в частности тепловые двигатели, работающие за счет теплового расширения твердых тел. Сущность изобретения: устройство содержит основание, на котором размещены два ротора, соединенные между собой термочувствительным элементом, выполненным в виде непрерывной ленты, обернутой вокруг барабанов, в которых центры зацеплений с зубчатыми венцами находятся в диаметрально противоположных сторонах от оси валов роторов и отстоят от прямой, проходящей через оси валов, на угол 5 - 40 по дугам зубчатых венцов барабанов, отсчитываемых для обоих барабанов в одном направлении, и снабжено средством сцепления лены с рабочей поверхностью роторов, выполненное в виде постоянных магнитов, установленных одноименными полюсами на внешней стороне барабана. Приводная лента выполнена перфорированной из немагнитного материала, а на внешней стороне барабанов - выступы под ее перфорацию. Возможно выполнение ленты из магнитного материала, на внешнюю сторону барабанов нанесен слой из теплоизоляционного материала с отверстиями под выступы постоянных магнитов, высота которых равна толщине теплоизоляционного слоя, причем толщина ленты выполнена в пределах 0,1 - 0,7 мм. 4 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии в механическую за счет тепловых деформаций термочувствительных твердых элементов и может быть использовано в качестве привода в различных областях народного хозяйства.
Известен тепловой двигатель (см. авт. св. N 1430586, кл. F 03 G 7/06, 1988), содержащий основание с нагревателем и охладителем, установленные с возможностью вращения на основании по разные стороны от нагревателя и охладителя ролики, обернутый вокруг роликов гибкий кольцевой рабочий элемент в виде винтовой пружины из материала с термомеханической памятью и звено отбора мощности, связанное с роликами механической передачей, выполненной с переменным передаточным отношением, причем диапазон относительного изменения ее передаточного отношения равен удвоенному значению предельной деформации рабочего элемента, а среднее значение передаточного отношения равно отношению радиусов роликов, расположенных по разные стороны от нагревателя. Недостатком этого двигателя является невозможность получения достаточно больших крутящих моментов на вале отбора мощности. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является двигатель с внешним подводом тепла (см. авт. св. N 1509561, кл. F 03 G 7/06, 1989), содержащий корпус и ротор с двумя эксцентричными кольцами, связанный с выходным валом зубчатой передачей, выполненной в виде двух зубчатых венцов, введенных друг с другом во внутреннее зацепление, одно из колец выполнено в виде зубчатого венца передачи и втулки, связанных между собой термочувствительными элементами в виде тонкостенных лопаток, а второй зубчатый венец передачи выполнен на другом кольце и втулка выполнена в виде двух обручей, выполненных один в другом с зазором, на одном обруче выполнены осевые канавки, а на другом - выступы, взаимодействующие с канавками. Недостатком этого двигателя является его малая надежность из-за передачи крутящего момента непосредственно через термочувствительные элементы с изгибающим моментом на них. Целью изобретения является повышение надежности. Применение предложенного двигателя позволяет иметь простой и надежный двигатель с внешним подводом тепла с высоким КПД. Цель достигается тем, что двигатель содержит основание, на котором размещены два ротора, связанные между собой термочувствительным элементом, каждый из которых состоит из барабана с внутренним зубчатым зацеплением и зубчатого венца, установленного на валу ротора, средство нагрева и охлаждения. Термочувствительный элемент выполнен в виде непрерывной ленты, обернутой вокруг барабанов, в которых центры зацеплений с зубчатыми венцами находятся в диаметрально противоположных сторонах от оси валов роторов и отстоят от прямой, проходящей через оси валов, на острый угол по дуге зубчатого венца барабанов, отсчитываемых для обоих барабанов в одном направлении, и снабжен средством сцепления ленты с рабочей поверхностью роторов, выполненным в виде постоянных магнитов, установленных одноименными полюсами на внешней стороне барабанов. При этом лента выполнена из магнитного материала, а на внешней стороне барабана нанесен слой из теплоизоляционного материала с отверстиями под выступы постоянных магнитов, высота которых равна толщине теплоизоляционного слоя. Лента выполняется толщиной 0,1-0,7 мм и при выполнении ее из немагнитного материала выполняется перфорированной, а на внешней стороне барабана в этом случае выполнены выступы под ее перфорацию. На фиг. 1 схематично показан предложенный двигатель, вид вдоль оси вращения барабанов, с вырезом; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - связь барабанов с лентой по второму варианту выполнения двигателя. Предложенный двигатель содержит основание 1, два ротора 2, 3, составными частями которых являются соответственно барабаны 4 и 5, оси которых параллельны, а цилиндрические поверхности выполнены с жестко закрепленными на них постоянными магнитами 6, радиально ориентированными полюсами N или S в одну сторону. Барабаны 4 и 5 находятся в основании 1 соответственно в подшипниках 7 и 8 и связаны друг с другом обернутой вокруг них непрерывной лентой 9 толщиной 0,1-0,7 мм из металла с большим коэффициентом линейного теплового расширения и большими магнитными свойствами, например из стали. Внутри барабанов 4 и 5 находятся соответственно зубчатые венцы 10 и 11, являющиеся составными частями соответственно роторов 2 и 3 и находящиеся в основании 1 соответственно в подшипниках 12 и 13, а соответственно с барабанами 4 и 5 - во внутреннем зубчатом зацеплении через выполненные внутри них соответственно зубчатые венцы 14 и 15. Количество зубьев зубчатых венцов 14 и 15 на 1-5 зубьев больше количества зубьев соответственно зубчатых венцов 10 и 11. Модуль зубьев этих зубчатых зацеплений равен 0,5-7 мм. Полюса Р1 и Р2 зацеплений соответственно зубчатых венцов 14 и 15 находятся диаметрально в разных сторонах от оси соответственно барабана 4 и барабана 5 и отстоят от прямой, проходящей через эти оси, на угол

Формула изобретения
1. ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА, содержащий основание, на котором размещены два ротора, соединенных термочувствительным элементом, каждый из которых состоит из барабана с внутренним зубчатым зацеплением и зубчатого венца, установленного на валу ротора, средство нагрева и охлаждения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, термомеханический элемент выполнен в виде непрерывной ленты, обернутой вокруг барабанов, в которых центры зацеплений с зубчатыми венцами находятся в диаметрально противоположных сторонах от оси валов роторов и отстоят от прямой, проходящей через оси валов, на угол 5 - 40o по дуге зубчатого венца барабанов, отсчитываемых для обоих барабанов в одном направлении, и снабжен средством сцепления ленты с рабочей поверхностью роторов, выполненным в виде постоянных магнитов, установленных одноименными полюсами на внешней стороне барабана. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что приводная лента выполнена перфорированной из немагнитного материала, а на внешней стороне барабана выполнены выступы под ее перфорацию. 3. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что приводная лента выполнена из магнитного материала. 4. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что на внешней стороне барабана нанесен слой из теплоизоляционного материала с отверстиями под выступы постоянных магнитов, высота которых равна толщине теплоизоляционного слоя. 5. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что толщина ленты выполнена в пределах 0,1 - 0,7 мм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3