Устройство подачи газа в двигатель внутреннего сгорания
Использование: двигателестроение, газобаллонные двигатели внутреннего сгорания транспортных средств. Сущность изобретения: устройство содержит баллоны 1 сжатого газа, газовый редуктор 2 и электромагнитные клапаны 3 и 4, соединенные с регулятором-смесителем 5. Регулятор-смеситель 5 соединен с дополнительным диффузором 6 карбюратора 7, снабженного проставкой 8. Устройство снабжено блоком управления электромагнитными клапанами 3 и 4 и позволяет снизить расход жидкого топлива и улучшить пусковые характеристики двигателя. Предусмотрены варианты выполнения устройства. 7 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с внешним смесеобразованием, оснащенных карбюраторами, и может использоваться в устройствах подачи газотопливовоздушной смеси в двигатель транспортного средства.
Наиболее близким к предложенному является устройство подачи газа в ДВС, содержащее баллоны сжатого газа и подключенный к ним редуктор, выходная магистраль которого через первый электромагнитный клапан связана со всасывающим патрубком карбюратора, второй электромагнитный клапан, выход которого соединен с отверстием в проставке, установленной между карбюратором и всасывающим коллектором двигателя, датчик положения педали газа, кинематически связанной с дроссельной заслонкой карбюратора, оснащенного экономайзером, и блок управления клапанами, первый информационный блок которого подсоединен к выходу датчика положения педали газа. Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является невозможность обеспечения надежного запуска двигателя и повышения экономичности, т. е. снижения расхода жидкого топлива вследствие отсутствия поддержания заданных соотношений газа и топлива в смеси на различных режимах работы двигателя. Целью изобретения является повышение экономии жидкого топлив и обеспечение надежного запуска двигателя. Поставленная цель достигается тем, что устройство подачи газа в двигатель внутреннего сгорания, содержащее баллон сжатого газа и систему подачи и регулирования топлива, снабжено регулятором-смесителем, выполненным в виде корпуса, втулки, установленной в ее канале регулировочной иглы и жиклера, входное отверстие которого связано с выходом канала втулки, дополнительным диффузором, выполненным с входным и выходным поперечными каналами, проставка выполнена с двумя отверстиями, сообщенными каналом с входным штуцером проставки, первое из которых расположено по оси канала системы холостого хода карбюратора и связано каналом с входным штуцером проставки, а второе отверстие расположено по оси канала главной дозирующей системы, второй электромагнитный клапан снабжен вторым входным штуцером подачи эмульгирующего воздуха, подключенным к выходному поперечному каналу дополнительного диффузора, входной поперечный канал которого связан с выходом регулятора-смесителя, а входной штуцер последнего соединен с выходом первого электромагнитного клапана, первый входной штуцер второго электромагнитного клапана подключен к выходу редуктора, а выходной штуцер второго электромагнитного клапана связан через трубопровод с входным штуцером проставки, дополнительный диффузор установлен по оси канала главной дозирующей системы карбюратора, вход дополнительного диффузора связан с входным воздушным каналом, выходной поперечный канал дополнительного диффузора связан трубопроводом с приемным воздушным патрубком системы холостого хода карбюратора, а жиклер регулятора смесителя установлен в полости карбюратора над жиклером главного топливного канала. Кроме этого, блок управления электромагнитными клапанами может быть снабжен вторым информационным входом для подключения к датчику частоты вращения коленчатого вала и содержит преобразователь сигнала датчика частоты вращения коленчатого вала, вход которого совмещен с вторым информационным входом блока, источник опорного напряжения, первый, второй, третий и четвертый пороговые элементы, первый второй и третий ключи, выходы каждого из которых совмещены с соответствующим выходом блока, причем третий ключ выполнен с тремя входами, и переключатель режима, выполненный в виде тумблера по три положения с двумя неподвижными и одним подвижным контактами, причем вход источника опорного напряжения подключен к положительному выводу источника питания через нормально разомкнутый контакт ключа зажигания, выход источника опорного напряжения соединен к шинам питания преобразователя и четырех пороговых элементов, входы которых подключены к выходу преобразователя, выход первого порогового элемента непосредственно подключен к входу первого ключа, а выходы третьего и четвертого пороговых элементов подсоединены соответственно к входу второго и первому входу третьего ключей, а в линии связи между входом первого ключа и выходом второго элемента установлен первый диод, катод которого соединен с выходом второго порогового элемента, который через первый резистор соединен с выходом источника опорного напряжения, к выходам первого и второго ключей подсоединены аноды соответственно второго и третьего диодов, катоды которых подключены к первому неподвижному контакту тумблера переключателя режимов, второй неподвижный контакт которого связан с вторым входом третьего ключа, а подвижный контакт тумблера переключателя режима соединен с общей шиной источника питания, вход второго ключа через четвертый диод и третий вход третьего ключа соединены с первым информационным входом блока управления, а первый, второй и третий выходы блока подключены к обмоткам соответственно второго, первого электромагнитных клапанов газа и электромагнитного клапана блока экономайзера. Кроме этого, преобразователь выполнен в виде входного делителя напряжения, фильтра, пикового детектора, интегрирующего усилителя с положительной обратной связью, причем вход делителя напряжения совмещен с входом преобразователя, а выход интегрирующего усилителя - с выходом преобразователя. Также источник опорного напряжения выполнен в виде последовательно соединенных резисторов, причем первый вывод резистора является входом источника, а второй вывод резистора, - соединенный со стабилитроном, выходом источника. Каждый пороговый элемент содержит компаратор, источник опорного сигнала в виде соединенных последовательно первого и второго резисторов, свободные выводы которых подсоединены к шине питания порогового элемента и общему выводу источника питания, причем выходы источника опорного сигнала подключены к первому входу компаратора в первом, третьем и четвертом пороговых элементах и второму входу компаратора во втором пороговом элементе, второй вход компаратора в первом, третьем и четвертом пороговых элементах и первый вход компаратора во втором пороговом элементе соединены через третий резистор с входом порогового элемента, первый, третий и четвертый пороговые элементы содержат четвертый резистор, включенный между первым входом выходом компаратора, и пятый резистор, включенный между выходом компаратора и шиной питания порогового элемента. Первый и второй ключи выполнены в виде усилителя мощности и содержат на выходе световой индикатор. Третий ключ выполнен в виде усилителя мощности, база входного транзистора которого является вторым входом ключа и связана через первый резистор с первым входом ключа, а через второй резистор - с третьим входом ключа, соединенным также через третий резистор с шиной питания ключа. Датчик положения педали газа выполнен в виде двух нормально разомкнутых контактов, подвижный контакт соединен с общим выводом источника питания, а не- подвижный контакт через резистор соединен с выходом источника опорного напряжения и является выходом датчика. Наличие совокупности существенных признаков позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию "новизна". Возможность при помощи совокупности общих и частных существенных признаков достичь цели изобретения, а также обеспечение оптимизации соотношений газа и топлива в зависимости от нагрузки двигателя позволяет сделать вывод о соответствии критерию "промышленная применимость". На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 - конструкция регулятора-смесителя, дополнительного диффузора и их связь с главной дозирующей системой карбюратора; на фиг. 3 - принципиальная схема блока управления. Устройство содержит баллоны 1 сжатого газа, понижающий газовый редуктор 2, выход которого соединен с общим входным штуцером первого и второго электромагнитных клапанов (ЭМК) 3 и 4 установленных в едином блоке. Выход ЭМК 3 соединен с входом регулятора-смесителя 5, а выход последнего соединен с поперечным каналом дополнительного диффузора 6. Вход диффузора 6 связан с входным воздушным парубком, а выходной продольный канал диффузора 6 - с главной дозирующей системой карбюратора 7. Выходной поперечный канал диффузора 6 через трубопровод подключен к штуцеру подачи эмульгирующего воздуха ЭМК 4. Проставка 8 установлена под карбюратором 7 и имеет два отверстия, второе из которых расположено по оси канала главной дозирующей системы, а первое - по оси канала холостого хода, причем оба отверстия сообщены через канал в проставке и штуцер (не показаны) с трубопроводом, связанным с выходом ЭМК 4. Регулятор-смеситель 5 (см. фиг. 2) имеет регулировочную иглу 9, установленную в корпусе 10, внутренняя полость 11 которого через канал во втулке 12, отверстие в жиклере 13 сообщена с полостью 14 над жиклером главной топливной системы. Внутренняя полость 11 корпуса 10 через калиброванное отверстие трубки 15 сообщена с внутренней полостью 16 дополнительного диффузора 6, а через поперечный канал последнего - с его выходным штуцером 17. На корпусе 10 регулятора-смесителя установлен штуцер 18 подвода газа от первого ЭМК 3. Полость 14 над жиклером связана через калиброванное отверстие 19 в жиклере 20 с внутренней полостью основного диффузора 21. Диффузоры 16 и 21 установлены по оси канала главной дозирующей системы карбюратора 7, а на выходе указанного канала установлена дроссельная заслонка 22, имеющая кинематическую связь с педалью газа. Блок управления (см. фиг. 3) содержит преобразователь 23 частоты сигналов от датчика частоты вращения вала двигателя (например, катушки зажигания) в постоянный уровень напряжения, источник 24 опорного напряжения, первый, второй, третий и четвертый пороговые элементы 25, 26, 27 и 28, первый, второй и третий ключи 29, 30 и 31, выходы которых подключены соответственно к второму и первому ЭМК 4 и ЭМК 3 газа и ЭМК 32 экономайзера. Преобразователь 23 выполнен на транзисторах VT 1, VT 2, диодах VD 1, VD 2, резисторах R 1 . . . R 9 и конденсатора С 1 . . . С 6. Источник 24 опорного напряжения выполнен на базе резистора R 10 и стабилитрона VD 3. Формирование опорных напряжений на первых входах компараторов DА 1, DA 3, DA 4 соответственно пороговых элементов 25, 27 и 28 и втором входе компаратора DA 2 порогового элемент 26 обеспечивается делителем из двух резисторов и одного конденсатора. Вторые входы компараторов DA 1, DA 3, DA 4 соответственно через резисторы R 16, R 19 и R 21 и первый вход компаратора DA 2 через резистор R17 подключены к выходу преобразователя 23. Наличие обратной связи с выходов компараторов DA1, DA2 и DA4 на их первые входы исключает режим "звонковой работы" пороговых элементов 25, 27 и 28 и электромагнитных клапанов. Выходы компараторов DA1. . . DA4 совмещены с выходами пороговых элементов 25. . . 28 и подключены непосредственно, за исключением компаратора DA2, к входу соответствующего ключа 29, 30 и 31. На выходе порогового элемента 26 установлен обратный диод VD6, исключающий влияние сигнала высокого уровня с выхода компаратора DA2 на состояние ключа 29. Каждый ключ 29-31 выполнен на базе усилителя мощности в виде двух транзисторов с входным делителем напряжения. Входы ключей 29 и 30 соответственно через диоды VD4 и VD5 подключены к первому выводу переключателя 33 режима, второй вывод которого соединен с базой входного транзистора VT5 ключа 31, а подвижный контакт переключателя, имеющего три положения, соединен с общим выводом источника напряжения. Вход ключа 30 через диод VD7 и вход ключа 31 через резистор R34 подключены к первому выводу нормально разомкнутой пары контактов датчика положения педали газа (не показан), а второй вывод контактов датчика связан с общим выводом источника питания. Датчик 34 положения педали газа выполнен в виде двух нормально разомкнутых контактов, один из которых соединен с общим выводом питания, а второй через резистор R46 подключен к выходу источника опорного напряжения. Устройство работает следующим образом. В исходном положении обмотки ЭМК 3, 4 и 32 обесточены, клапаны закрыты, подача газа от редуктора 2 в трубопроводы отсутствует. Питание на электрическую схему управления (см. фиг. 3) отсутствует. Переключатель 33 установлен в положение, соответствующее выбранному алгоритму управления подачей топливогазовоздушной смеси в ДВС. При необходимости совместной работы системы подачи газа и экономайзера штатного карбюратора переключатель 33 устанавливают в нейтральное положение, обеспечивающее возможность одновременного управления указанными системами при подаче питания на электрическую схему. При постановке ключа зажигания в замок на электрическую схему через контактные пары х1-3, х1-4 разъема от аккумуляторной батареи подается питание. На выходе датчика частоты вращения сигналы отсутствуют, на выходе преобразователя 23 присутствует нулевой сигнал, на выходах пороговых элементов 25, 27 и 28 формируются сигналы высокого уровня, а на выходе порогового элемента 26 - сигнал нулевого уровня, шунтирующий базу входного транзистора VT3 ключа 29. При этом ключи 30 и 31 открыты с ЭМК 3 и 32 включены. При повороте ключа зажигания в положение "запуск" стартер начинает раскручивать коленчатый вал двигателя (КВД), а на входе преобразователя 23 появляются импульсы, частота следования которых пропорциональна частоте вращения вала двигателя. На выходе преобразователя 23 появляется сигнал постоянного напряжения, уровень которого пропорционален частоте n вращения КВД. При достижении величины сигнала на выходе преобразователя 23 первого заданного уровня, соответствующего n
Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ГАЗА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее по меньшей мере один баллон сжатого газа и подключенный к нему редуктор, выходная магистраль которого через первый электромагнитный клапан связана с всасывающим патрубком карбюратора, второй электромагнитный клапан, выходной штуцер которого соединен с отверстием в проставке, установленной между карбюратором и всасывающим коллектором двигателя, датчик положения педали газа, кинематически связанной с дроссельной заслонкой карбюратора, оснащенного блоком экономайзера, и блок управления электромагнитными клапанами, первый информационный вход которого подключен к выходу датчика положения педали газа, отличающееся тем, что, с целью повышения экономии жидкого топлива и надежности запуска двигателя, оно снабжено регулятором-смесителем, выполненным в виде корпуса втулки, установленной в ее канале регулировочной иглы и жиклера, входное отверстие которого связано с выходом канала втулки, дополнительным диффузором, выполненным с входным и выходным поперечными каналами, проставка выполнена с двумя отверстиями, сообщенными каналом с входным штуцером, первое из которых расположено по оси канала системы холостого хода карбюратора, а второе отверстие - по оси канала дозирующей системы, второй электромагнитный клапан снабжен вторым входным штуцером подачи эмульгирующего воздуха, подключенным к выходному поперечному каналу дополнительного диффузора, входной поперечный канал которого связан с выходом регулятора-смесителя, а входной штуцер последнего соединен с выходом первого электромагнитного клапана, первый входной штуцер второго электромагнитного клапана подключен к выходу редуктора, а выходной штуцер второго электромагнитного клапана связан через трубопровод с входным штуцером проставки, дополнительный диффузор установлен по оси канала главной дозирующей системы карбюратора, вход дополнительного диффузора связан с входным воздушным патрубком, а жиклер регулятора-смесителя установлен в полости карбюратора над жиклером главного топливного канала . 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок управления электромагнитными клапанами снабжен вторым информационным входом для подключения к датчику частоты вращения коленчатого вала и содержит преобразователь сигнала датчика частоты вращения коленчатого вала, вход которого совмещен с вторым информационным входом блока, источник опорного напряжения, первый, второй, третий и четвертый пороговые элементы, первый, второй и третий ключи, выходы каждого из которых совмещены с соответствующим выходом блока, причем третий ключ выполнен с тремя входами, и переключатель режима, выполненный в виде тумблера на три положения с двумя неподвижными и одним подвижным контактами, причем вход источника опорного напряжения подключен к положительному выводу источника питания через нормально разомкнутый контакт ключа зажигания, выход источника опорного напряжения подсоединен к шинам питания преобразователя и четырех пороговых элементов, входы которых подключены к выходу преобразователя, выход первого порогового элемента непосредственно подключен к входу первого ключа, а выходы третьего и четвертого пороговых элементов подсоединены соответственно к входу второго и первому входу третьего ключей, на линии связи между входом первого ключа и выходом второго элемента установлен первый диод, катод которого соединен с выходом второго порогового элемента, который через первый резистор соединен с выходом источника опорного напряжения, к входам первого и второго ключей подсоединены аноды соответственно второго и третьего диодов, катоды которых подключены к первому неподвижному контакту тумблера переключателя режима, второй неподвижный контакт которого связан с вторым входом третьего ключа, подвижный контакт тумблера переключателя режима соединен с общей шиной источника питания, вход второго ключа через четвертый диод и третий вход третьего ключа соединен с первым информационным входом блока управления, а первый, второй и третий выходы блока подключены к обмоткам соответственно второго, первого электромагнитных клапанов газа и электромагнитного клапана блока экономайзера. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что преобразователь выполнен в виде входного делителя напряжения, фильтра, пикового детектора, интегрирующего усилителя с положительной обратной связью, причем вход делителя напряжения совмещен с входом преобразователя, а выход интегрирующего усилителя - с выходом преобразователя. 4. Устройство по пп. 1 - 3, отличающееся тем, что источник опорного напряжения выполнен в виде последовательно соединенных резистора и стабилитрона и подключенных параллельно последнему конденсаторов, причем первый вывод резистора является входом источника, а второй вывод резистора, соединенный со стабилитроном, - выходом источника. 5. Устройство по пп. 1 - 4, отличающееся тем, что каждый пороговый элемент содержит компаратор, источник опорного сигнала в виде соединенных последовательно первого и второго резисторов, свободные выводы которых подсоединены к шинам питания порогового элемента и общему выводу источника питания, причем выход источника опорного сигнала подключен к первому входу компаратора в первом, третьем и четвертом пороговых элементах и второму входу компаратора во втором пороговом элементе, второй вход компаратора в первом, третьем и четвертом пороговых элементах и первый вход компаратора во втором пороговом элементе соединены через третий резистор с входом порогового элемента, первый, третий и четвертый пороговые элементы содержат четвертый резистор, включенный между первым входом и выходом компаратора, и пятый резистор, включенный между выходом компаратора и шиной питания порогового элемента. 6. Устройство по пп. 1 - 5, отличающееся тем, что первый и второй ключи выполнены в виде усилителя мощности и содержит на выходе световой индикатор. 7. Устройство по пп. 1 - 6, отличающееся тем, что третий ключ выполнен в виде усилителя мощности, база входного транзистора которого является вторым входом ключа и через первый резистор связана с первым входом ключа, а через второй резистор - с третьим входом ключа, соединенным также через третий резистор с шиной питания ключа. 8. Устройство по пп. 1 - 7, отличающееся тем, что датчик положения педали газа выполнен в виде двух нормально разомкнутых контактов, подвижный контакт соединен с общим выводом источника питания, а неподвижный контакт через резистор соединен с выходом источника опорного напряжения и является выходом датчика.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3