Поршень, автоматически регулирующий степень сжатия двигателя внутреннего сгорания
Использование: двигатели внутреннего сгорания с регулируемой степенью сжатия. Сущность изобретения: между подвижной головкой 3 и корпусом 2 поршня 1 установлены упругий элемент (пружина сжатия) 4 и термочувствительный элемент 5. Последний выполнен в виде цилиндров, снабженных корпусом 6 и опорной пятой 7 и заполненных активной массой 8 с высоким коэффициентом температурного расширения (смесь церезина с медным порошком). Степень сжатия двигателя устанавливается автоматически в зависимости от температуры поршня. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно двигателестроению, в частности к устройствам, автоматически регулирующим степень сжатия.
Известен поршень автоматического регулирования степени сжатия двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, сочлененный с шатуном при помощи поршневого пальца, головку с днищем, связанную с корпусом при помощи резьбового соединения с возможностью осевого перемещения, и исполнительный элемент, размещенный между головкой и корпусом, при этом днище головки со стороны камеры сгорания дополнительно снабжено радиальными приливами, выполненными в виде тормозных лопастей, а исполнительный элемент выполнен в виде упругой биметаллической мембраны, выпуклой в сторону головки поршня и жестко связанной в центре с последней, причем периферийная часть мембраны выполнена с упором в корпус поршня. Однако известный поршень автоматически регулирующий степень сжатия (
) сложен в изготовлении из-за высоких требований к технологии производства биметаллической мембраны и резьбового соединения, обеспечивающих работоспособность конструкции, и недостаточно надежен, так как конструкция поршня не защищает мембраны от деформации и кривошипно-шатунный механизм от ударных нагрузок при высоких значениях степени сжатия (
) и давления (Рr). Указанные недостатки ограничивают применение данного поршня на дизельных двигателях внутpеннего сгорания, не позволяют создать высокую степень сжатия (
) в цилиндре двигателя для облегчения пуска последнего. При большой частоте рабочих циклов двигателя подвергается сильной усталостной деформации мембрана и интенсивно вырабатывается резьбовое соединение головки с корпусом поршня, что существенно влияет на долговечность конструкции. Вращение головки поршня в цилиндре двигателя приводит к более интенсивному износу поршневых колец. Изобретение направлено на увеличение экономичности работы двигателя на режимах холостого хода и малых нагрузок, упрощение конструкции и повышение надежности поршня. Это достигается тем, что упругий элемент выполнен в виде пружины сжатия, а термочувствительный - в виде цилиндров, снабженных корпусом и опорной пятой и заполненных активной массой с высоким коэффициентом температурного расширения. В качестве активной массы термочувствительного элемента используется смесь церезина с медным порошком. Поршень снабжен направляющими пазами и выступами, фиксирующими подвижную головку от поворота относительно корпуса. Существенными отличиями от прототипа является то, что между подвижной головкой поршня и его корпусом установлена регулировочная пружина, при этом перемещение головки поршня осуществляется вдоль оси поршня за счет фиксирующих выступов, выполненных в ее нижней части и расположенных выступах корпуса поршня, причем направляющие части фиксирующих выступов головки поршня соприкасаются с направляющими частями удерживающих выступов корпуса поршня и удерживают головку поршня от вращения, а опорные части фиксирующих выступов головки поршня опираются на опорную пяту термоэлементов, расположенных в удерживающих выступах корпуса поршня и состоящих из корпуса, рабочей полости, которая выполнена в виде цилиндра, заполненного активной массой с высоким коэффициентом температурного расширения, ограниченной опорной пятой. Этим достигается создание высокой степени сжатия в момент пуска непрогретого двигателя, что обеспечит легкий запуск последнего и автоматическое изменение до оптимального значения в процессе работы двигателя в результате его нагрева. Регулирование степени сжатия
осуществляется в зависимости от двух параметров, а именно: температуры поршня Тп и давления в цилиндре двигателя Pz. Изменение степени сжатия двигателя в зависимости от температуры поршня Тп осуществляется путем перемещения подвижной головки поршня под воздействием на ее фиксирующие выступы опорной пяты термоэлементов, перемещающихся в зависимости от давления РAM, создаваемого активной массой термоэлемента, имеющего высокий коэффициент температурного расширения, и изменяющегося в зависимости от температуры поршня Тп. Изменение степени сжатия в зависимости от давления Рz осуществляется перемещением подвижной головки поршня за счет деформации регулировочной пружины, что обеспечивается изменением объема камеры сгорания Vк.с, ведущим к понижению давления Рz в цилиндре двигателя с незначительной задержкой во времени, что обеспечивает защиту деталей кривошип- но-шатунного механизма от высоких нагрузок. Помимо указанного регулировочная пружина аккумулирует энергию избыточного давления Рz и частично отдает ее на вращение коленчатого вала двигателя. Таким образом осуществляется автоматическое регулирование степени сжатия
, позволяющее увеличить экономичность работы двигателя на режимах холостого хода и малых нагрузок, упростить конструкцию и повысить надежность поршня автоматически регулирующего степень сжатия. Это имеет важное значение, так как увеличение экономичности работы двигателя на режимах холостого хода и малых нагрузок приводит к уменьшению расхода топлива. Упрощение конструкции поршня, автоматически регулирующего степень сжатия, повышает его надежность, снижает затраты на изготовление и ремонт. На фиг. 1 показан общий вид предлагаемого поршня, автоматически регулирующего степень сжатия; на фиг. 2 - то же, вид сверху в разрезе; на фиг. 3 изображена зависимость степени сжатия
и давления в цилиндре двигателя Рz от температуры на режимах холостого хода и малых нагрузок; на фиг. 4 показана зависимость степени сжатия от изменения индикаторного давления Рi и давления в цилиндре двигателя на средних и полных нагрузках; на фиг. 5 - зависимость индикаторного коэффициента полезного действия
i от степени сжатия
. Поршень 1 автоматически регулирует степень сжатия (фиг. 1, 2) двигателя внутреннего сгорания и содержит корпус 2, подвижную головку 3 и размещенные между ними упругий 4 и термочувствительный 5 исполнительные элементы, упругий элемент выполнен в виде пружины сжатия, а термочувствительный 5 - в виде цилиндров, снабженных корпусом 6 и опорной пятой 7 и заполненных активной массой 8 с высоким коэффициентом температурного расширения. В качестве активной массы термочувствительного элемента используется смесь церезина с медным порошком, при этом поршень 1 снабжен направляющими пазами и выступами 9, 10, 11, фиксирующими подвижную головку 3 от поворота относительно корпуса 2. Поршень автоматически регулирующий степень сжатия работает следующим образом. В момент запуска холодного двигателя подвижная головка поршня 3 под действием регулировочной пружины 4 находится в крайнем верхнем положении относительно поршневого пальца, которое обеспечивает максимальную степень сжатия (
). При движении поршня 1 в таком состоянии к верхней мертвой точке степень сжатия постепенно повышается и доходит в верхней мертвой точке до максимального значения, далее в результате сгорания рабочей смеси при высокой степени сжатия стремительно возрастает давление (Рz) в камере сгорания. Необходимо отметить, что процесс сгорания в рабочей смеси в непрогретом двигателе протекает не полностью, в связи с чем в начальный период работы двигателя индикаторное давление (Рi) и максимальное давление (Рz) в цилиндре двигателя имеет относительно невысокие значения (см. фиг. 4). Повышение давления ведет к перемещению головки поршня 3 вниз относительно поршневого пальца за счет регулировочной пружины 4 (
), при этом за счет увеличения объема камеры сгорания, вызванного перемещением головки поршня 3, понижается давление (Рz) до допустимых значений, при которых деформация пружины 4 (
) прекращается и при дальнейшем понижении давления (Pz) регулировочная пружина 4 разжимается, преобразуя часть аккумуляторной энергии на создание крутящего момента на коленчатом валу двигателя. Разжатая до определенного значения регулировочная пружина 4 удерживает головку поршня 3 в крайнем верхнем положении и процесс повторяется до тех пор, пока температура поршня (Tп) в зоне нахождения термоэлементов 5 не достигнет определенного значения, при котором начинает интенсивно расширяться активная масса 8 термоэлемента 5, что вызывает перемещение опорной пяты 7, передающее на фиксирующие выступы 11 головки поршня 3, которая, преодолевая сопротивление регулировочной пружины 4, перемещается вниз относительно поршневого пальца на расстояние (
), пропорциональное изменению температуры поршня (Тп), вызывая понижение степени сжатия. Максимальное перемещение головки поршня 3 от воздействия пяты термоэлемента обеспечивает эксплуатационную степень сжатия (см. фиг. 3), наиболее оптимальную по индикаторному коэффициенту полезного действия (
i, см. фиг. 5). При понижении температуры поршня 1 (Тп) в зоне нахождения термоэлементов 5 головка поршня 3 перемещается вверх и при определенном значении температуры занимает крайнее верхнее положение, обеспечивающее максимальную степень сжатия (
) для запуска двигателя. Необходимо отметить, что максимальное перемещение головки поршня 3 от расширения активной массы 8 термоэлемента 5 не исключает действия регулировочной пружины 4 в связи с тем, что она еще имеет запас на деформацию (
) от давления (Pz), превышающего допустимые значения. (56) Авторское свидетельство СССР N 1239381, кл. F 02 B 75/04, 1983.Формула изобретения
1. ПОРШЕНЬ, автоматически регулирующий степень сжатия двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, подвижную головку и размещенные между ними упругий и термочувствительный исполнительные элементы, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде пружины сжатия, а термочувствительный - в виде набора цилиндров, снабженных корпусом и опорной пятой и заполненных активной массой с высоким коэффициентом температурного расширения. 2. Поршень по п. 1, отличающийся тем, что в качестве активной массы термочувствительного элемента используется смесь церезина с медным порошком. 3. Поршень по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен направляющими пазами и выступами, фиксирующими подвижную головку от поворота относительно корпуса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Двигатель внутреннего сгорания // 1712643
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания (две) с воспламенением от сжатия
Двигатель внутреннего сгорания // 1533415
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания // 1474304
Двигатель внутреннего сгорания // 1341362
Камера сгорания // 1325177
Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность сгорания
Двигатель внутреннего сгорания // 2000455
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с автоматически изменяемой степенью сжатия, а также в поршневых насосах для перекачки, сжатия, сжижения и разрежения газов и жидкостей


















