Устройство безопасности работы лифта
Изобретение относится к средствам безопасности, используемым на пассажирских лифтах с автоматическим приводом дверей. Сущность изобретения: устройство содержит контакты выключателей дверей шахты и кабины, зашунтированные резисторами, которые представляют собой одной плечо моста, и три резистора, представляющие три других плеча моста, и блок контроля состояния дверей лифта. Причем последний содержит три токоограничивающих резистора, четыре пороговых элемента, шесть управляемых ключей, узел определения состояния моста, исполнительный элемент с размыкающими и замыкающими контактами, элементы задержки и накопительный элемент. Устройство позволяет предотвратить движение лифта в случае проникновения в шахту посторонних лиц и осуществляет автоматический контроль выключателей в цепи контроля дверей лифта. 1 ил.
Изобретение предназначено для использования на массовых пассажирских лифтах с автоматическим приводом дверей для предотвращения движения кабины лифта в случае проникновения в шахту через двери шахты посторонних лиц, а также при наличии перемычек контактов в последовательной цепи выключателей контроля дверей кабины и шахты.
Известно устройство безопасности лифта, предназначенное для предотвращения движения кабины лифта с открытыми дверями кабины и шахты, содержащее последовательно соединенные между собой контакты выключателей дверей кабины и шахты и реле контроля дверей РКД, подключенные к источнику питания. Таким образом движение кабины невозможно, если разомкнут хотя бы из выключателей дверей кабины или шахты. Недостатками известного устройства являются возможность движения кабины лифта с открытыми дверями кабины или шахты при наличии перемычек контактов, группы контактов или всей цепи выключателей контроля дверей; возможность движения кабины лифта после проникновения в шахту через двери шахты посторонних лиц; отсутствие контроля неисправности выключателей дверей кабины и шахты; отсутствие реверса дверей при попадании предмета малого размера (пальцы рук) между створками дверей шахты. Целью изобретения является повышение безопасности лифта путем автоматической блокировки движения кабины при проникновении в шахту через двери шахты посторонних лиц; автоматической блокировки движения кабины при наличии перемычек контактов, группы контактов, или всей цепи контактов выключателей дверей кабины и шахты; обеспечения реверса привода дверей при попадании предмета малого размера между створками дверей шахты, а также снижение эксплуатационных расходов благодаря наличию контроля контактов выключателей дверей кабины и шахты. Поставленная цель достигается тем, что в устройство безопасности работы лифта, содержащее последовательно соединенные между собой контакты выключателей дверей кабины и шахты и реле контроля дверей, подключенные к источнику питания цепей автоматики лифта, реле открывания, реле закрывания и реле точной остановки, подключенные одним концом обмотки непосредственно к источнику питания цепей автоматики лифта, введены резисторы, шунтирующие контакты выключателей дверей кабины и шахты, блок контроля состояния дверей лифта, включающий источник питания, шесть управляемых ключей, четыре пороговых элемента, два элемента задержки, накопительный элемент, токозадающий резистор, два токоограничивающих резистора, исполнительный элемент с размыкающими и замыкающими контактами и три резистора, образующих с резисторами, шунтирующими контакты выключателей дверей кабины и шахты, мостовую схему, и узел определения состояния мостовой схемы при этом первый резистор мостовой схемы подключен одним концом непосредственно к источнику питания, а другим к последнему контакту последовательно соединенных между собой контактов выключателей дверей кабины и шахты, второй и третий резисторы мостовой схемы соединены последовательно и подключены непосредственно к шинам источника питания, вход первого порогового элемента соединен с первым резистором мостовой схемы, а выход подключен к управляющему входу первого управляемого ключа, информационный вход второго управляемого ключа соединен с входом второго порогового элемента и первым входом узла определения состояния мостовой схемы, выход второго управляемого ключа соединен с информационным входом первого и информационным входом третьего управляемого ключа, управляющий вход второго управляемого ключа подключен к обмотке реле открывания дверей лифта, первый выход узла определения состояния мостовой схемы соединен с одной из обкладок первого элемента задержки, с управляющим входом четвертого управляемого ключа и информационным входом пятого управляемого ключа, второй выход узла определения состояния мостовой схемы объединен с информационным входом третьего управляемого ключа и через первый замыкающий контакт исполнительного элемента подключен к выходу третьего управляемого ключа и к управляющему входу шестого управляемого ключа, информационный вход которого соединен с шиной питания блока контроля состояния дверей лифта, а управляющий вход третьего управляемого ключа подключен к реле точной остановки, выход шестого управляемого ключа соединен с одним из выводов обмотки исполнительного элемента, другой вывод которой соединен с выходом третьего порогового элемента и подключен к информационному входу четвертого управляемого ключа и управляющему входу пятого управляемого ключа, вход третьего порогового элемента соединен с одной из обкладок накопительного элемента и через токозадающий резистор и первый размыкающий контакт исполнительного элемента соединен с шиной питания блока контроля состояния дверей лифта, одна из обкладок второго элемента задержки объединена с управляющим входом шестого управляемого ключа, а другие обкладки элементов задержки и накопительного элемента, а также выходы первого, четвертого и пятого управляемых ключей и второго порогового элемента подключены к шине питания цепей автоматики лифта, при этом первый вход узла определения состояния моста через первый токоограничивающий резистор соединен с первым резистором мостовой схемы и через последовательно соединенные второй замыкающий контакт исполнительного элемента и четвертый пороговый элемент подключен к обмотке реле контроля дверей лифта, второй вход узла определения состояния через второй токоограничивающий резистор соединен с вторым и третьим резисторами мостовой схемы, третий замыкающий контакт исполнительного элемента включен в цепь управления реле закрывания дверей лифта, а второй размыкающий контакт - в цепь управления реле открывания дверей лифта. На чертеже представлена функциональная схема устройства безопасности работы лифта, которое содержит контакты выключателей дверей шахты 11-13 и кабины 14, зашунтированные резисторами 21-24, представляющими собой одно плечо моста; блок контроля состояния дверей лифта, включающий резисторы 3, 4 и 5, представляющие собой три других плеча, токоограничивающие резисторы 6 и 7, токозадающий резистор 8, пороговые элементы 9, 10, 11 и 12, управляемые ключи 13-18, узел 19 определения состояния мостовой схемы, выполненный, например, на основе дифференциального усилителя, исполнительный элемент 20 с замыкающими и размыкающими контактами, элементы 21 и 22 задержки и накопительный элемент 23; реле 24 контроля дверей, реле 25 открывания дверей и реле 26 точной остановки. Цепь контроля дверей, представляющая собой последовательно включенные контакты выключателей притвора дверей шахты, выключателей замков дверей шахты и выключателя притвора дверей кабины, является внешним плечом мостовой схемы, дополняемой внутренними резисторами 3, 4 и 5; Все контакты выключателей цепи контроля дверей шунтированы высокоомными резисторами Rш 21-24. В общем случае, для достижения конкретной цели, величины резисторов, шунтирующих различные контакты, могут отличаться по номиналу. U1 - напряжение питания цепей автоматики лифта. U2 - напряжение питания блока контроля состояния дверей лифта. Когда в точной остановке открыты двери лифта, разомкнуты четыре выключателя 11-14: выключатель притвора дверей шахты, выключатели замков дверей шахты и выключатель притвора дверей кабины, общее сопротивление внешнего плеча моста становится равным сопротивлению 4-х Rш шунтирующих резисторов. С помощью переменного резистора 5 устанавливается баланс моста (потенциалы в точках A и B равны). Такому состоянию соответствует выражение



Формула изобретения
УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ЛИФТА, содержащее последовательно соединенные между собой контакты выключателей дверей кабины и шахты и реле контроля дверей, подключенные к источнику питания цепей автоматики лифта, реле открывания, реле закрывания и реле точной остановки, подключенные одним концом обмотки непосредственно к источнику питания цепей автоматики лифта, отличающееся тем, что в него введены резисторы, шунтирующие контакты выключателей дверей кабины и шахты, блок контроля состояния дверей лифта, включающий источник питания, шесть управляемых ключей, четыре пороговых элемента, два элемента задержки, накопительный элемент, токозадающий резистор, два токоограничивающих резистора, исполнительный элемент с замыкающими и размыкающими контактами, три резистора, образующие вместе с резисторами, шунтирующими контакты выключателей дверей кабины и шахты, мостовую схему, и узел определения состояния мостовой схемы, при этом первый резистор мостовой схемы подключен одним концом непосредственно к источнику питания, а другим - к последнему контакту последовательно соединенных между собой контактов выключателей дверей кабины и шахты, второй и третий резисторы мостовой схемы соединены последовательно и подключены непосредственно к шинам источника питания, вход первого порогового элемента соединен с первым резистором мостовой схемы, а выход подключен к управляющему входу первого управляемого ключа, информационный вход второго управляемого ключа соединен с входом второго порогового элемента и первым входом узла определения состояния мостовой схемы, выход второго управляемого ключа соединен с информационным входом первого и информационным входом третьего управляемых ключей, управляющий вход второго управляемого ключа подключен к обмотке реле открывания дверей лифта, первый выход узла определения состояния мостовой схемы соединен с одной из обкладок первого элемента задержки, с управляющим входом четвертого управляемого ключа и информационным входом пятого управляемого ключа, второй выход узла определения состояния моста объединен с информационным входом третьего управляемого ключа и через первый замыкающий контакт исполнительного элемента подключен к выходу третьего управляемого ключа и управляющему входу шестого управляемого ключа, информационный вход которого соединен с шиной питания блока контроля состояния дверей лифта, а управляющий вход третьего управляемого ключа подключен к реле точной остановки, выход шестого управляемого ключа соединен с одним из выводов обмотки исполнительного элемента, другой вывод которой соединен с выходом третьего порогового элемента и подключен к информационному входу четвертого управляемого ключа и управляющему входу пятого управляемого ключа, вход третьего порогового элемента соединен с одной из обкладок накопительного элемента и через токозадающий резистор и первый размыкающий контакт исполнительного элемента соединен с шиной питания блока контроля состояния дверей лифта, одна из обкладок второго элемента задержки объединена с управляющим входом шестого управляемого ключа, а другие обкладки элементов задержки и накопительного элемента, а также выходы первого, четвертого и пятого элементов подключены к шине питания цепей автоматики лифта, при этом первый вход узла определения состояния мостовой схемы через первый токоограничивающий резистор соединен с первым резистором мостовой схемы и через последовательно соединенный второй замыкающий контакт исполнительного элемента и четвертый пороговый элемент - к обмотке реле контроля дверей лифта, второй вход узла определения состояния через второй токоограничивающий резистор соединен с вторым и третьим резисторами мостовой схемы, третий замыкающий контакт исполнительного элемента включен в цепь управления реле закрывания дверей лифта, а второй размыкающий контакт - в цепь управления реле открывания дверей лифта.РИСУНКИ
Рисунок 1