Тяговый электропривод
Использование: может быть использовано в транспортных средствах, режим движения которых характеризуется частыми пусками-остановками. Сущность: в приводе с электродвигателями, тиристорами, диодами обеспечивается упрощение за счет того, что блок принудительной коммутации подключен между общей точкой обмоток возбуждения и якорных обмоток электродвигателей с одной стороны, и узлом заземления с другой стороны. 2 ил.
Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в тяговых электроприводах с двигателями постоянного тока последовательного возбуждения (трамвай, троллейбус, метро, пригородные электропоезда) при импульсном регулировании.
Известен тяговый электропривод, содержащий электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, подключенные к источнику электропитания посредством импульсного преобразователя, диодов и ключевых элементов. Этот привод обеспечивает регулирование двигателей во всех режимах ведения поезда (тяга, рекуперативное и реостатное торможение), но его недостаток связан с совмещенным принципом регулирования токов якоря и возбуждения. Эти токи не могут регулироваться независимо друг от друга, что не позволяет реализовать максимально возможное по условиям сцепления ускорение и замедление вагона. Этот недостаток устранен в электроприводе с раздельным регулированием, который содержит тяговые электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, которые подключены к токоприемнику и узлу заземления посредством входного фильтра, главного и вспомогательного импульсных прерывателей, диодов и контакторов для переключения режимов тяги-торможения. Этот привод обеспечивает регулирование по предельным характеристикам полного и ослабленного поля, но его недостаток связан с наличием двух преобразователей со своими блоками принудительной коммутации, которые работают поочередно. Этот недостаток особенно существенно сказывается в приводах с относительно низким напряжением электропитания (трамвай, троллейбус, метро). В качестве прототипа целесообразно принять тяговый электропривод, содержащий электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, которые подключены к токоприемнику и узлу заземления посредством сглаживающего фильтра и первого импульсного прерывателя, включенного со стороны обмоток возбуждения, а также второй импульсный прерыватель, который соединен последовательно с резистором, и один вывод этой цепочки подключен к общей точке якорных обмоток и обмоток возбуждения электродвигателей. Недостаток прототипа в условиях моторных вагонов с низким напряжением питания (600-800 В) вытекает из наличия двух импульсных прерывателей со своими блоками принудительной емкостной коммутации. Цель изобретения - упрощение электропривода. Это достигается за счет того, что другой вывод цепочки с вторым импульсным прерывателем и резистором подключен к узлу заземления, блок принудительной коммутации выполнен общим для первого и второго импульсных прерывателей и подключен параллельно указанной цепочке. На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема силовых цепей привода на два тяговых двигателя; на фиг. 2 - диаграмма переключения контактных элементов и режимов работы импульсных преобразователей при тяге и торможении вагона. Предлагаемый тяговый электропривод содержит тяговые электродвигатели 1 и 2 с якорными обмотками Я1-Я2 и обмотками возбуждения ОВ1-ОВ2, которые соединены последовательно и подключены к токоприемнику 3 и узлу 4 заземления посредством входного фильтра с дросселем 5 и конденсатором 6. Обмотки ОВ1 и ОВ2 в эту цепь включены посредством контактов 7-10 реверсора. Между этими обмотками и узлом 4 заземления включен тиристор 11. Обмотки ОВ1 и ОВ2 шунтированы резистором 12 и обратным диодом 13, а обмотки Я1-Я2 - обратным диодом 14. Общая точка "а" обмоток возбуждения и якорных обмоток соединена с узлом 4 посредством узла 15 принудительной коммутации и цепочки, состоящей из тормозного резистора 16 с контактором 17, резистора 18 ослабления поля и тиристора 19. Узел 15 состоит из конденсатора 20, дросселя 21, тиристора 22 и диода 23. Между якорными обмотками Я1 и Я2 и диодом 14 включен контактор 24, а общая точка этого контактора и обмоток Я1 и Я2 соединена с узлом 4 заземления посредством диода 25. В цепь обмоток Я1 и Я2 может быть включен сглаживающий реактор 26. Работает тяговый привод во всех режимах следующим образом. 1. Тяга на полном поле реализуется путем импульсного включения тиристора 11 при включенном контакторе 24. При включении тиристора 11 образуется контур 3-5-24-26-Я1-Я2-9-ОВ1-ОВ2-10-11-4. При выключении тиристора 11 узлом 15 ток обмоток Я1 и Я2 замыкается через диод 14, а ток обмоток ОВ1 и ОВ2 - через диод 13. По мере разгона вагона увеличивают коэффициент заполнения k импульсного цикла, приближая его к единице. Далее переходят к ослаблению поля электродвигателей 1 и 2. 2. Тяга на ослабленном поле реализуется при полностью открытом тиристоре 11 путем включения и постепенного увеличения коэффициента заполнения импульсного цикла тиристора 19 (контактор 17 включен). Выключение тиристора 19 реализуется узлом 15 аналогично указанному выше - при этом также каждый раз выключается тиристор 11, так что в каждом цикле его нужно включать снова. По мере увеличения коэффициента заполнения импульсного цикла тиристора 19 изменяется коэффициент ослабления поля; при k = 1, т. е. при полном включении тиристора 19 имеем

Формула изобретения
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД, содержащий электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения, которые подключены к токоприемнику и узлу заземления посредством сглаживающего фильтра и первого импульсного прерывателя, включенного со стороны обмотки возбуждения, а также второй импульсный прерыватель, который соединен последовательно с резистором, и один вывод указанной цепочки подключен к общей точке якорных обмоток и обмоток возбуждения электродвигателей, блок принудительной коммутации, отличающийся тем, что другой вывод цепочки с вторым импульсным прерывателем и резистором подключен к узлу заземления, блок принудительной коммутации выполнен общим для первого и второго импульсных прерывателей и подключен параллельно указанной цепочке.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Стартерный электропривод // 2006170
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системе электрического запуска дизелей на транспортных средствах, например на тепловозах и дизель-поездах
Регулируемый электропривод постоянного тока // 2001498
Тахометрическое устройство // 1839714
Электропривод // 1838870
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока
Электропривод постоянного тока // 1835122
Электропривод постоянного тока // 1833962
Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может найти применение в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для измерения частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Реверсивный тиристорный электропривод // 2103797
Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности
Позиционный электропривод // 2110882
Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов
Электропривод постоянного тока // 2123230
Электропривод // 2127940
Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор
Электропривод постоянного тока // 2130687
Электропривод // 2130688
Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор
Электропривод постоянного тока // 2138903
Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока
Микропроцессорный электропривод // 2141164
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока