Торцевое уплотнение
Использование для уплотнения вращающихся валов Сущность изобретения через вторичное уплотнение на валу установлено вращающееся уплотнительное кольцо трения Через вторичное уплотнение в корпусе расположено неподвижное уплотнительное кольцо трения Между вращающимся и неподвижным уплотнительными кольцами размещено промежуточное кольцо трения Поводковый механизм 8 виде обоймы связан одним элементом с промежуточным кольцом, другим - с одним из уплотнительных колец с возможностью его последующей перестановки при износе рабочей пары На наружной поверхности промежуточного кольца выполнен продольный паз На наружной поверхности вращающегося и неподвижного колец выполнены сопряженные продольные и поперечные канавки под прямым углом относительно друг друга Элементы обоймы выполнены в виде одного ипи нескольких выступов на внутренней поверхности обоймы расположенных в два ряда вдоль оси вала и входящих в паз и канавки При этом выступы образуют байонетное соединение Число и размер канлвок равно числу и размеру выступов 5 ил
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4851156/29 . (22) 20:07.90 (46) 15.12.93 Б)ол. М> 45-46 (76) Захаров Борис Семенович (54) ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ (57) Использование: для уплотнения вращающихся валов. Сущность изобретения: через вторичное уплотнение на валу установлено вращающееся уплотнитепьное кольцо трения. Через вторичное уплотнение в корпусе располо>кено неподвижное уплотнительное кольцо трения. Ме>кду вращающимся и неподвижным уппотнитепьными кольцами размещено промежуточное кольцо трения. Поводковый механизм в виде обоймы связан одним эле()>) КЦ (и) 200486 81 (ЯЦ 5 Г16Л Б 34 ментом с промежуточным кольцом, другим — с одним из уплотнительных колец с возможностью его последующей перестановки при износе рабочей пары, На наружной поверхности промежуточного кольца выполнен продольный паз. На наружной поверхности вращающегося и неподвижного колец выполнены сопряженные продольные и поперечные канавки под прямым углом относительно друг друга. Элементы обоймы выполнены в виде одного ипи нескольких выступов на внутренней поверхности обоймы, расположенных в два ряда вдоль оси вала и входящих в паз и канавки. При этом выступы образуют байонетное соединение. Число и размер канавок равно числу и размеру выступов. 5 ил
2004868 кольцо трения, между вращающимся и неподвижным уплотнительными кольцами трения размещено промежуточное кольцо трения, при этом поводковый механизм в виде обоймы связан одним элементом с промежуточным кольцом трения, а другим
- с одним из уплотнительных колец трения с возможностью его последующей переТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ, содержа-5-, щее установленное через вторичное уплотнение на валу вращающееся уплотнительное кольцо трения и расположенное в корпусе через вторичное уплотнение неподвижное уплотнительное
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в уплотнительной технике, например в торцевых уплотнениях вращающихся валов.
Целью изобретения является упрощение конструкции уплотнения.
На фиг.1 показан продольный разрез торцевого уплотнения; на фиг.2 — передви>кная обойма с выступами; на фиг.3 — неподви>кное, промежуточное и вращающееся кольца в предрабочем состоянии; на фиг.4вхождение выступа обоймы в паз кольца; на фиг.5 — образование "байонетного" соединения обоймы с кольцом.
Торцевое уплотнение состоит из вращающегося, промежуточного и неподвижного колец трения 1, 2, 3, которые поджаты друг к другу своими притертыми торцевыми поверхностями посредством пружин 4. Вращающееся 1 и неподвижное 3 кольца смонтированы на валу 5 и в корпусе 6 установки и имеют соответственно. BTopM÷íûå уплотнительные эластичные кольца 7, 8.
Вращение вала 5 передается на вращающееся кольцо 1 посредством клеммного кольца 9. Промежуточное кольцо 2 связано .с неподвижным кольцом 3 паводковым механизмом, выполненным в виде передвиж. ной обоймы 10. Уплотнительные кольца 1, 2 и 3 образуют две пары трения, Пара трения, образованная кольцами 1 и 2, является рабочей, а пара, образованная кольцами 2 и 3, — резервной. С помощью передвижной оооймы 10 промежуточное кольцо 2 центрируется по отношению к неподвижному кольцу 3 и, кроме того, посредством выступов 11 и 12 подвижной обоймы 10 производится стопорение промежуточного кольца 2. Выступы 11 и 12 расположены на одной оси и взаимодействуют с продольными пазами 13 на наружной поверхности промежуточного кольца 2 и Т-образными канавками 14 уплотнительных колец 1 и 3. Более подробное описание формы и расположения выступов, пазов и Т-образных KBHBBOK дан о н а ф и г.2-5.
На фиг,2 показана конструкция передвижной обоймы 10. На внутренней поверхности обоймы 10 имеются четыре выступа
Формула иэЬбретения
11, расположенные в одной торцевой плоскости обоймы 10 и четыре выступа 12, расположенные в другой торцевой плоскости указанной обоймы. Кроме того, выступы 11 и 12 установлены в ряды, ориентированные вдоль продольной оси обоймы 10, Выступы
11 и 12 повернуты относительно друг друга на 90О.
На фиг.3 показан продольный паз 13 на наружной поверхности промежуточного кольца 2. В зависимости оттого, какое положение займет обойма 10, в паз 13 входит выступ 11 или 12. На кольце 2 имеется столько пазов 13, сколько пар выступов 11 и 12 имеется на обойме 10.
На уплотнительных кольцах 1 и 3 выполнены Т-образные канавки 14, в которые входят выступы 11 или 12. Количество канавок
14 соответствует количеству пазов на проме>куточном кольце 2 и пар выступов на обойме 10.
На фиг.4 показано вхождение выступа
11 или 12 обоймы 10 в паз T-образной канавки 14 уплотнительных колец 1 или 3.
На фиг.5.показано вхождение выступа
11 или 12 в полость Т-образной канавки 14 уплотнительных колец 1 или 3, Торцевое уплотнение работает следующим образом.
Передвижная обойма 10 своими выступами 11 и 12 входит в пазы двух колец (проме>куточного и неподвижного}, поворачивается по или против часовой стрелки, создавая пои этом "байонетное" соединение указанных двух колец и фиксируя их вместе неподвижно. При вращении вала 5 пара трения, состоящая иэ колец 2 и 3 резервная, а пара колец
1 и 2 рабочая, т.к. является свободной.
При наработке определенного срока установки или при появлении утечек из-за износа контактирующих поверхностей рабочей пары байонетное соединение рабочей пары размыкают и способом, указанным выше, фиксируют неподвижно рабочую пару колец. Т,е., в работу вступают кольца резервной пары, чьи поверхности еще не изношены, (56) Авторское свидетельство СССР
N . 1343155, кл. F 16 J 15/34, 1986, 2004868 становки при износе рабочей пары, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, на наружной поверхности промежуточного кольца трения выполнен продольный паз, а на наружной поверхности вращающегося и неподвижного уплотнительных колец трения выполнены сопряженные продольные и поперечные канавки под прямым углом относительно одна другой. при этом элементы обоймы выполнены в виде одного или нескольких выступов на внутренней поверхности последней, расположенных в два ряда вдоль
5 оси вала и входящих в продольныи паз и канавки с образованием с последними байонетного соединения, причем число и размер канавок равны числу и размеру вы 0 ступов.
2004868
Фиг.4
2004868 /3/
Заказ 3393
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комби«ат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Составитель И. Пащенко
Редактор Н. Федорова Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор М. Максимишинец




