Объемный роторный нагнетатель
Сущность изобретения: в корпусе эксцентрично установлен ротор, взаимодействующий с подпружиненной пластиной, разделяющей полость между корпусом и ротором на впускную и нагнетательную полости Подшипник качения размещен по окружности на внутренней поверхности ротора. Винт - регулятор эксцентриситета установлен в отверстии приводного вала и жестко соединяет приводной вал и внутреннюю обойму подшипника. 1 ип
ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К 11АТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4934951/29 (22) 12.05.91 (46) 15.1 2.93 Бюл. ¹ 45 — 46 (?5) Запевалов П.П.; Запевалов А.П.; Саутнер Г.И. (73) Запевалов Петр Павлович (54) ОБ ЕМНЫЙ РОТОРНЫЙ НАГНЕТАТЕЛЬ (57) Сущность изобретения: в корпусе эксцентрично установлен ротор, взаимодействующий с подп(19) RU (11) 2004848 С1 (51) 5 F 04 C 2 356 ружиненной пластиной, разделяющей полость между корпусом и ротором на впускную и нагнетательную полости. Подшипник качения. размещен по окружности на внутренней поверхности ротора. Винт — регулятор эксцентриситета установлен в отверстии приводного вала и жестко соединяет приводной вал и внутреннюю обойму подшипника. 1 ил.
2004848
Изобретение относится к технике перемещения жидкостей и газов под избыточным давлением и может найти применение в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. 5
Известны роторные нагнетатели пластинчатого типа, включающие цилиндрический корпус с эксцентрично установленным в нем ротором и радиальными продольными пазами, где свободно размещены пластины, входные и нагнетательные каналы.
Такие нагнетатели имеют низкий КПД, высокие требования к качеству перемещаемой жидкости и газа, быстрый износ пластин и их заклинивание при перемещении вязких сред.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является нагнетатель, содержащий цилиндрический корпус с подпружиненной пластиной, разделяющей any- 20 .скную и нагнетательную полости, эксцентрично установленный ротор с шестеренным приводом планетарного типа.
Недостатком данного .типа является низкий КПД за счет перетечки рабочего тела из нагнетательной полости во всасывающую в контакте ротора и корпуса ввиду отсутствия регулировки эксцентриситета ротора, сложность привода и быстрый его износ. Кроме того, ротор ввиду его плаваю- 30 щего положения совершает не только качение относительно внутренней поверхности корпуса, но и перемещение относительно вала, что приводит к ударам, шуму и дополнительному износу, 35
Целью изобретения является повышение эффективности работы угтройства, в том числе повышение КПД на; нетателя, снижение износа ротора и шума при работе устройства, 40
Это достигается тем, что объемный роторный нагнетатель, включающий корпус, эксцентрично установленный ротор, взаимодействующий с подпружиненной пластиной, разделяющей полость между корпусом 45 и ротором на впускную и нагнетательную полости, снабжен подшипником качения, размещенным по окружности внутренней поверхности ротора и винтом-регулятором эксцентриситета, установленным в привод- 50 ном валу, жестко соединяющим приводной вал и внутреннюю обойму подшипника, Сопоставительный анализ заявляемого технического решения и прототипа показывает, что в отличие от известного предлагаемое устройство снабжено подшипником качения, размещенным по окружности внутренней поверхности ротора и винтом-регулятором эксцентриситета, установленным в приводном валу жестко соединяющим приводной вал и внутреннюю обойму подшипника.
Таким образом предлагаемое устройство соответствует критерию "Новизна".
Анализ свойств отличительных признаков с точки зрения их влияния на достижение поставленной цели показал следующее: взаимосвязь ротора с приводным валом осуществляется через подшипник качения, обеспечивая разность их угловых скоростей за счет качения обойм подшипников, частота вращения ротора ниже частоты вращения вала более чем в 10 раз: представляется возможным в процессе всей эксплуатации нагнетателя задавать нужный эксцентриситет ротору, исключающий перете иу жидкости из нагнетательной во впускную полость.
Взаимосвязь ротора с валом через подшипник качения уменьшает частоту вращения ротора в 10 раз, позволяет снизить работу трения в контактах сопрягаемых деталей, а следовательно снизить износ и энергетические затраты на привод.
Поддержание оптимального эксцентриситета ротора позволяет в течение всей эксплуатации поддерживать наивысший КПД нагнетателя. При поиске, проведенном по патентной и научно-технической литературе в данной и смежных областях техники, не выявлены технические решения со свойствами признаков, совпадающими со свойствами отличительных признаков заявляемого технического решения, что свидетельствует о его соответствии критерию
"существенные отличия".
На чертеже показана схема объемного роторного нагнетателя (общий вид). устройство содержит цилиндрический корпус 1, во внутренний объем которого эксцентрично установлен ротор 2 с подшипником качения 3, приводной вал 4 с винтом 5 для регулировки эксцентриситета ротора 2, жестко соединенный с внутренней обоймой подшипника 3. Впускная полость А и нагнетательная полость Б разделены пластиной 6 и пружиной 7; 8 — гайка крепления положения винта-регулятора эксцентриситета 5.
Нагнетатель работает следующим образом, При вращении вала 4 винт 5, эксцентрично и жестко соединенный с нижней обоймой подшипника 3, начинает вращать внутреннюю обойму подшипника 3 в соответствии с частотой вращения вала 4, перекатывая верхнюю обойму подшипника 3 с ротором 2 по внутренней поверхности корпуса 1.
Разделительная пластина 6 под действием пружины 7 разделяет верхнюю по2004848 лость внутреннего объема корпуса на всасывающую А и нагнетательную Б полости.
При этом объем полости А возрастает и происходит впуск, а объем полости Б уменьшается происходит нагнетание.
Количество перекачиваемой жидкости (газа) за один оборот вала 3 равно
W= — (D — d ) L (см /06), 4 где D — внутренний диаметр корпуса, см;
d — наружный диаметр ротора, см;
L — ширина нагнетателя, см.
Использование предлагаемого объемного роторного нагнетателя позволяет значительно снизить затраты работы на преодоление трения между роторам и корпусом, т.к. здесь имеет место качение ротора внутри корпуса вместо трения, что и в известных устройствах. Снижается трение между пластиной и наружной поверхностью ротора ввиду того, что за один оборот вала ротор перемещается относительно пластины только на угол p = (1- — ) 360О. Полное
cIперемещение поверхности ротора относительно пластины происходит только после
9-10 оборотов вала, т,е. трение снижается в
8-10 раэ. В 8 — 10 раз уменьшается и работа трения в торцевых уплотнениях.
Использование винта регулировки экс центриситета ротора позволяет в течение всей эксплуатации нагнетателя поддерживать наивысший ега КПД за счет исключения утечек рабочего тела между ротором и корпусом.
Все это в конечном итоге снижает рабату на трение в 8 — 10 раз, в таком же порядке снижается износ, удлиняется работа нагнетателя без снижения КПД.
Пример. Нагнетатель масла производительностью 1,2 м /ч применительно для гидрасистем тракторов и сельскохозяйственных машин.
Параметры нагнетателя определяют по формуле
Формула изобретения
ОБЪЕМНЫЙ РОТОРНЫЙ НАГНЕТАТЕЛЬ, содержащий корпус, эксцентрично установленный ротор, взаимодействующий с подпружиненной пластиной, разделяющей полость между корпусом и ротором на впускную и нагнетательную полости, приводной вал, отличающийся тем, что, с
W=6,6 10 (D — d )L, где D — внутренний диаметр корпуса, см;
d — наружный диаметр корпуса, см;
L — ширина ротора, см.
5 При соотношении d - 0,90 L - 0,60
D= -5.5 си, 1,2
75 10з
d = 5 см. 1. = 3,3 см.
В сравнении с используемым для этих целей шестеренным насосом геометрические параметры и вес снижены в 1,3-1,5 раза.
В связи с тем, что в полость ротора по его диаметру установлен подшипник качения и ротор не скользит, а также за один оборот вала перемещение ротора составляет 1/ t0 оборота, износ как по диаметру, тек в торцах будет меньше, чем у.шестеренного насоса в 8-10 раз.
Использование винта-регулятора эксцентриситета, установленного в приводном валу и жестко соединяющего приводной вал и внутреннюю обойму подшипника, позво25 ляет в процессе эксплуатации насоса добиваться минимального зазора между внутренней поверхностью корпуса и наружной обоймой подшипника, чем поддерживается постоянный высокий КПД нагнетвтеля.
Снижение затрат на трение, увеличение срока работы нагнетателя без снижения
КПД позволит в 3 и более раза снизить расходы на эксплуатацию нагнетателей и снизить шум при работе, 35
Значительное снижение трения за счет перевода ротора на качение с одновременной вазможностью регулировки эксцентриситета позволяет широко использовать эти нагнетатели для подачи маловяэких жидкостей и воды. (56) Авторское свидетельство СССР
М 1337554, кл. F 04 С 2/356, 1985. целью повышения эффективности работы, ан снабжен подшипником качения, разме50 щенным по окружности на внутренней Iloверхнасти ротора, и винтом-регулятором эксцентриситета, установленным в отверстии приводного вала и жестко соединяющим приводной вал и внутреннюю обойму
55 подшипника, 2004848
Составитель Л.Павлова
Редактор Н,Федорова Техред М,Моргентал Корректор Е.Папп
Заказ 3392
Тираж Подписное
HR0 "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101



