Разъемное соединение
Использование при цементировании обсадных колонн через бурильные трубы Сущность изобретения соединение включает неподвижный корпус, связанное с ним левой резьбой посадочное гнездо с кольцевой проточкой и хвостовик с сегментными пазами на наружной поверхности Гнездо и хвостовик связаны между собой узлом осевой фиксации и передачи крутящего момента в виде шаровых элементов , зафиксированных в исходном положении на сегментных поверхностях хвостовика и размещенных в рабочем положении в полости, образованной кольцевой проточкой гнезда с сегментными пазами хвостовика при их совмещении С целью точного совмещения подвижного хвостовика относительно неподвижного корпуса хвостовик в месте расположения фиксирующих тел снабжен втулкой 1 зпфлы, 7 ил
(В) RU (1Ц 7 (51) 5 E21B3 14 Е21В17 04
Е21 В 43 10
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам файф . „ фЯ д." Q 1
К ПАТЕНТУ (21) 487?325/03 (22) 22.08.90 (46) 15.1293 Бюл. Йя 45-46 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по креплению скважин и буровым растворам (72) Мразевский М.П.. Дулаев В.Х-М. Ягоденко В.В. (73) Мразевский Марат Павлович; Дулаев Валерий
Хаджи-Муратович; Ягоденко Виктор Васильевич (54) PA3 ЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Использование: при цементировании обсадных колонн через бурильные трубы Сущность изобретения: соединение включает неподвижный корпус, связанное с ним левой резьбой посадочное гнездо с кольцевой проточкой и хвостовик с сегментными пазами на наружной поверхности. Гнездо и хвостовик связаны между собой узлом осевой фиксации и передачи крутящего момента в виде шаровых элементов, зафиксированных в исходном положении на сегментных поверхностях хвостовика и размещенных в рабочем положении в полости, образованной кольцевой проточкой гнезда с сегментными пазами хвостовика при их совмещении. С целью точного совмещения подвижного хвостовика относительно неподвижного корпуса хвостовик в месте расположения фиксирующих тел снабжен втулкой. 1 з.п.фпы,7 ил.
2004776
Изобретение относится к оборудованию, применяемому в нефтяной и газовой промышленности, и может быть использовано при цементировании обсадных колонн через бурильные трубы.
Известно устройство для ликвидации прихватов бурового снаряда, содержащее корпус, имеющий прилив с гнездами, в которым размещены фиксирующие шары.
Внутри корпуса концентрично расположен шток, имеющий кольцевую проточку. При помощи фиксирующих шаров корпус соединяется или разъединяется со штоком. Разьединение осуществляется с помощью гидравлического воздействия на управляющие органы (1).
Недостаток устройства - управление его работой осуществляется созданием избыточного давления рабочей жидкости, что связано с дополнительной работой насоса и требует затрат энергии.
Известно также устройство, состоящее из шлицевого соединения и квадратной трубы для передачи крутящего момента, и ограничительной муфты, препятствующей преждевременному рассоединению узла (2).
Недостатком устройства является исключение возможности его использования для цементирования спущенных в скважину обсадных колонн вследствие того, что сборка (стыковка) узла производится на поверхности.
Цель изобретения - расширение функциональны воэможностей за счет обеспечения соединения хвостовика с гнездом в скважине, Указанная цель достигается тем, что хвостовик выполнен с сегментными пазами на наружной поверхности, гнездо — с кольцевой проточкой на внутренней поверхности, а узел осевой фиксации и передачи крутящего момента хвостовика относительно гнезда - в виде шаровых элементов, зафиксированных в исходном положении на сегментных поверхностях хвостовика и размещенных в рабочем положении в полости, образованной кольцевой проточкой гнезда с сегментными пазами хвостовика при их совмещении, а также тем, что разьемное соединение снабжено втулкой, установленной на наружной поверхности хвостовика в месте расположения сегментных пазов.
На фиг.1,2 изображен узел перед соединением; на фиг.3 - соединенный узел; на
45 фиг.4- сечение по Г-Г соединенного узла на фиг.3; на фиг.5,6,7- момент рассоединения узла.
Разъемное соединение (фиг.1) состоит из корпуса 1 с закрепленным в нем на левой резьбе гнездом 2 с кольцевой проточкой А, Корпус устанавливается в нижней части обсадной колонны (не показана), Хвостовик 3 с размещенными в его гнездах В фиксирующими телами, например, шарами 4 спускается в скважину на бурильных трубах 5.
Фиксирующие тела 4 защищены от выпадания втулкой 6. На уровне гнезд Б хвостовика
3 выполнены сегментные пазы В, Разъемное соединение работает следующим образом.
Увостовик3 с размещенными в его гнездах В фиксирующими телами 4, закрытыми втулкой 6, на бурильных трубах 5 спускается в скважину, в которой находится обсадная колонна с.установленным в ее нижней части корпусом 1, в котором закреплено посадочное гнездо 2 с кольцевой проточкой А (фиг,2).
По окончании спуска хвостовика 3 (фиг.3) втулка 6 упирается в верхнюю часть гнезда 2 и останавливается, а хвостовик 3 продолжает перемещаться вниз до посадки его выступающей части на втулку 6, которая в этот момент выполняет роль дистанционной и обеспечивает точное совмещение по высоте кольцевой проточки А гнезда 2 и сегментных пазов В хвастовика 3. Фиксирующие тела 4 выпадают иэ гнезд Б в сегментные пазы В и кольцевую проточку А. обеспечивая связь подвижной и неподвижной части разъемного соединения.
Разъединение производится следующим образом.
Правым вращением бурильных труб 5 вращается хвостовик 3, в результате чего происходит заклинивание фиксирующих тел 4 в кольцевой проточке А гнезда 2 с помощью сегментных пазов В хвостовика 3. в результате чего гнездо 2, имеющее левую резьбу, отворачивается из неподвижного корпуса 1 и извлекается на бурильных трубах 5 из скважины (фиг.5,6,7). (56) Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
Авторское свидетельство СССР
М 905421, кл. Е 21 В 28/00, 1982.
Авторское свидетельство СССР йт 163137, кл, Е 21 В 43/10, 1963.
2004776
Формула изобретения
1. РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содер-. жащее корпус, связанное с ним левой резьбой гнездо, хвостовик и узел его осевой фиксации и передачи крутящего момента относительно гнезда, отличающееся тем, что, с целью 1 асширения функциональных возможностей путем обеспечения соединения хвостовика с гнездом в скважине, хвостовик выполнен с сегментными пазами на наружной поверхности, гнездос кольцевой проточкой на внутренней поверхности, а узел осевой фиксации и передачи крутящего момента хвостовика ,относительно гнезда - в виде шаровых зле,ментов, зафиксированных в исходном положении на сегментных поверхностях хвостовика и размещенных в рабочем положении в полости, образованной кольцевой проточкой гнезда с сегментными
10 пазами хвостовика при их совмещении, 2. Соединение по п,1, отличающееся тем, что оно снабжено втулкой, установленной на наружной поверхности хвостовика в месте расположения сегментных пазов.
2004776
2004776
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Редактор Е.Полионова
Заказ 3389
Составитель M.ÌðàçåañêèÈ
Техред М.Моргентал Корректор А.Мотыль
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5




