Центробежная муфта
Использование: в области машиностроения в устройствах для передачи вращения между валами. Сущность изобретения: ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты установлены соосно и связаны пакетом фрикционных дисков 3 и 4. Центробежный механизм включения, состоящий из шаров в, размещенных в сепараторе 7. нажимного 9 и упорного 10 дисков, связан с полумуфтой 1 посредством зубчатой передачи. Зубчатая передача содержит зубчатое колесо 13, закрепленное на полумуфте 1, промежуточные звенья 14, 15, смонтированные на крышке 16 полумуфты 2 и входящие в зацепление с зубчатым венцом упорного диска 10. Втулка 12, несущая центробежный механизм включения установлена с возможностью вращения относительно полумуфты 1. При разгоне полумуфты 1 центробежный механизм включения благодаря зубчатой передаче вращается с большей частотой и при частичном сцеплении полумуфт 1 и 2 частота его вращения возрастает более плавно, чем частота вращения полумуфты 1. Это обеспечивается уменьшением передаточного отношения зубчатой передачи. При перегрузке в результате рассогласования вращения полумуфт 1 и 2 центробежный механизм вращения начинает вращаться с повышенной частотой и перегрузка устраняется 1 ид
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5006894/27 . (22) 25.1091 (46) 30.1193 5еп. Йв 43-44 (76) Шишкарев Михаил Павлович (34) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Использование: в области машиностроения, в устройствах дпя передачи вращения между валами
Сущность изобретеник ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты установлены соосно и связаны пакетом фрикциояаа дисков 3 и 4. Центробежный меха. низм вклкиения, состоящий из шаров 8, размещенHblx в c808p8fop8 7, нажимного 9 и QOpH0f0 10 дисков, связай с полумуфтой 1 посредством зубчатой передачи. Зубчатая передача содержит зубчатое колесо 13, закрепленное на полумуфте 1, промежуточные звенья 14; 15, смонтированные на (в) RU (1ц 200389О СХ (51) 5 F16943 10 крышке 16 полумуфты 2 и входящие в зацепление с зубчатым венцом упорного диска 10. Втулка 12, несущая центробежный механизм включения, установлена с возможностью вращения относительно полумуфты 1. При разгоне полумуфты 1 центробежный механизм включения благодаря зубчатойпередаче вращается с большей частотой и при частичном сцеплении полумуфт 1 и 2 частота его вращения возрастает более плавно, чем частота вращения лолумуфты 1. Это обеспечивается уменьшением передаточного отношения зубчатой передачи. Йри перегрузке в результате рассогласования вращения полумуфт 1 и 2 центробежный механизм вращения начинает вращаться с повышенной частотой и перегрузка устраняется 1 ил.
2003890
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращения между валами.
Известна центробежная муфта, содер..:,"ащая соосные ведущую и ведомую полумуф, саязанные посредством фрикционных дис aa, центробежный механизм включен. я в виде центробежных грузов, размещGH,Iblx в сепараторе между связанным с ведущей полумуфтой упорным диском и на- 10 .:кимным диском, связанным с ведомой полумуфтой, и отжимной упругий элемент нажимного диска.
Недостатком известной муфты является низкая плавность включения и невысокая надежность передачи крутящего момен а при перегрузке, Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств центробежной муфты путем повышения плавности включения и надежности работы при увеличении переда-. ваемой нагрузки.
Это достигается тем; что в центробежной муфте, содержащеи соосно установленные ведущую и ведомую полумуфты, 2-> связанные по меньшей мере одним фрикциОнным диском, центробежный механизм в;;>!Io«e!!IIA, выполненный в виде центрОберн»х грузов, размещенных в сепараторе между упорным и нажимным дисками, и отжимнай упругий элемент. центробежный механизм включения смонтирован на ведущей полумуфте и связан с последней посредством зубчатой передачи, промежуточное звено которой смонтировано на ве- 35 домой полумуфте.
На чертеже изображена принципиальная схема центробежной муфты.
Центробежная муфта содержит соосно 40 установленные ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, связанные пакетом фрикционных дисков; ведущих 3 и ведомых 4. Крайний справа ведущий фрикционный диск 5.отжат отжимной пружиной 6, 45
Центробежный механизм включения . состоит из размещенных в сепараторе 7 .центробежных грузов в виде шаров 8 между нажимным 9 и упорным 10 дисками. Сепаратор 7, нажимной 9 и упорный 10 диски 50 связаны посредством шпонки 11 с втулкой
12, установленной с возможностью враще-., ния относительно полумуфты 1, Нажимной. диск 9 выполнен с конусной опорной поверхностью и установлен с возможностью осе- 55 вого перемещения оносительно втулки 12.
Последняя зафиксирована от смещения в осевом направлении относительно полу-. муфты 1 (элементы фиксации на чертеже не показаны). Для уменьшения трения между
4 дисками 5 и 9 установлен упорный подшипник.
Зубчатое колесо 13 жестко закреплено
° на ведущей полумуфте 1 и находится в за" цеплении с шестерней 14 промежуточных звеньев, колесо 15 которых входит в зацепление с зубчатым венцом упорного диска 10.
Промежуточные звенья 14 — 15 смонтированы в подшипниках крышки 16, прикрепленной к полумуфте 2. Для уменьшения трения между упорным диском 10 и зубчатым колесом 13 установлен упорный подшипник, Зубчатая передача в направлении от полумуфты 1 к упорному диску 10 выполнена повышающей.
Фрикционные диски 3, 4 и Б установлены с возможностью. осевого перемещения относительно соответствующих полумуфт 1 и 2, Центробежная муфта работает следующим образом. При разгоне ведущей полумуфты 1 вращение от зубчатого колеса 13 передается через промежуточные звенья
14-15 на упорный диск 10 и через шпанку 11 — на сепаратор 7 и нажимной диск 9. Вследствие того, что зубчатая передача от полумуфты 1 к центробежному механизму включения является повышающей, шары 8 вращаются с частотой, превышающей частоту вращения полумуфты 1. Под действием центробежной силы шары 8 перемещаются в радиальном направлении и, воздействуя на конусную опорную поверхность нажимного диска 9, перемещают его влево, сжимая пакет фрикционных дисков 3, 4 и 5, Вследствие этого происходит сцепление полумуфт и полумуфта 2 начинает вращаться как одно целое с полумуфтой 1, В процессе включения муфты в результате сжатия пакета фрикционных дисков ведомая полумуфта 2 начинает набирать скорость вращения, вследствие чего промежуточные звенья 14-15 зубчатой передачи получают вращение не только вокруг своих осей, но и относительно полумуфты 1. В результате этого уменьшается передаточное отношение зубчатой передачи, которое становится равным единице при полном включении муфты. Следовательно, при увеличении частоты вращения полумуфты 1 в процессе ее разгона частота вращения центробежного механизма - включения возрастает. в меньшей степени (вследствие уменьшения передаточного отношения зубчатой передачи), что способствует повышению плавности включения.
При повышении нагрузки на ведомой полумуфте 2 происходит проскальзывание фрикционйых дисков 3 и 4 и рассогласование вращения полумуфт 1 и 2, Вследствие
2003890 этого промежуточные звенья 14-15 зубчатой передачи получают относительное движение и повышается частота вращения центробежного механизма ввключения. Это приводит к увеличению центробежной силы 5 шаров 8 и силы сжатия пакета фрикционных дисков 3 и 4. т.е; момента трения на них.
Буксование фрикцйонных дисков 3 и 4 прекращается и полумуфта 2 начинает вращаться синхронно с полумуфтой 1..: . 16
Таким образом, муфта обеспечивает надежную передачу врвщвния.на ведомые части в тех случаях, когда по условиям
15 размещенных в сепараторе между упорным и нажимным дисками, и отжимной уп ругий элемент; отличающаяся тем, что центробежный механизм включения смонтирован на ведущей полумуфте и связан с последней посредством зубчатой .передачи, промежуточное звено которой смонтировано на ведомой полумуфте. г а
Составитель M. Шишкарев
Редактор. Л. Народная . Техред М.Моргентал Корректор О. Густи
Заказ 3319 .. Тираж
НПО "ПЬиск" Роспатента
11 035 Москва Ж-35 Ра шская наб.,4I5 Подписное
3 у
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Формула изобретения
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА, содержащая соосно установленные ведущую и ве,домую полумуфты. связанные по меньшей
Мерв Одним фрикционным диском, центро-,, бвжный механизм включения, выполнен. ный в виде центробежных грузов, эксплуатации длительно рассогласованное вращение ведущих и ведомых частей не допускается.
При остановке вращения муфты также обеспечивается ее плавное выключение.
Использование изобретения позволит повысить плавность включения и отключения муфты и надежность работы в случае увеличения передаваемой нагрузки. (56) 1. Поляков В. С. и др. Справочник по муфтам. Л.: Машиностроение, 1979, с, 315. рис. Vfll;28.


