Заэвтектоидная рельсовая сталь
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к составу заэвтектоидной рельсовой стали. Для повышения временного сопротивления, ударной вязкости и снижения износа рельсов зээвтектоидная рельсовая сталь дополнительно содержит карбиды железа и нитриды алюминия при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,83 - 0,87; марганец 0.75 - 1,15: кремний 025 - 0.45; азот 0,004 - 0,011; алюминий 0,004 - 0.02; кальций или магний 0,0025 - 0,015; ванадий 0,01 - 0,10; карбиды железа 9,0 - 12,0; нитриды алюминия 0,005 - 0,018; железо остальное. 2 табл.
Комитет Рассийской Федерации ае патентам и товарным зиакам (19) 3Щ (11) (51) СЗЗСЗЗ И
y<) 504ЭЗа/Ог . (22) 25.05,92 (46) 301133 Бел, Мв 43-44
p3) Нижнетагильский металлургический комбинат (72} Паляничка ВА; Пан АВ„ Шумилин ЕН; Ильин
ВИ„Шур ЕА; Василенко ГЯ; Матвеев В.В„Каримов
ХИ„. Соколов С.Н; Скворцов АВ. . (УЗ) Нйжнетагипьский металлургический комбинат (Я) ЗАЗВТЕКТОИДНАЯ РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ
- (Я) Изобретение относится к черной металлургии, . в частности к составу заэвтектоидной рельсовой стали. Дпя повышения временного сопротивления, ударной вязкости и снижения износа реъсов заэвтектоидная рельсовая сталь допопнитепыю содержит карбиды железа и нитриды апюминия при спедуккцем соотношении компонентов, мас96: углерод
0,83 — 087; марганец 0,75 — 1,15; кремний 025 —
0,45; азот 0,004 - 0,011; алюминий 0,004 — 0,02", кальций или магний 00025 — 0015; ванадий 0,01—
0,10; карбиды железа 90 — 120; нитриды алюминия
0005 -0018; железо остальное. 2 табл.
2003728
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к составу рельсовой стали.
Наиболее качественная сталь, примениемая при производстве рельсов для самых грузонапряженных и трудных участков магистрального пути, имеет следующий химический состав (см, ГОСТ 24182- 80. Рельсы железнодорожные широкой колеи типов
Р75, Р65 и Р50 из мартеновской стали, Технические условия. Изд-во стандартов, 1980, с. 16): 0,71-0,82 % С, 0,75-1,05% Мп, 0,25—
0,45% Sl, 0,03-0,07% V, не более 0,035% Р, не более 0,045, остальное железо и примеси, Недостатком описанного аналога является низкая ударная вязкость нетермообработанных рельсов при положительных . температурах и термоупрочненных при от-
20
50 рицательных температурах, Рельсы имеют сравнительно высокое временное сопро-. тивление, однако в связи с повышением. осевых нагрузок и скорости дви> ения поездов требуется дальнейшее повышение временного сопротивления. Еще одним 25 недостатком рассматри ввемой стал и я an яется сравнительно низкая износостойкость, особенно при эксплуатации рельсов в кривых малого радиуса и на крутых спусках.
Известна также рельсовая сталь(авт, св. 30
CCCP f4 1382872 кл. С 22 С 38/54 1986 опубл. в Б.И. 1988, NЬ 11), содержащая 0,65085% C 0 18 — 04Q% Qi Q 6Q — l 2Q% М . 0.005-0,05% Zr, 0.002-0,02% Са, 0.5-0,20%
Cr, 0,05-0,40% Си, 0,04-0,20% Ni, 0,0005- 35 . 0,003% В, железо остальное, причем отношение  — Cr = 0,003 — 0,06.
Недостатком описанного аналога является низкая ударная вязкость нетермообработанных Рельсов и термоупрочненных при 40 отрицательных температурах, а также низкая износостойкость рельсов в участках со сложными условиями зксплуатации.
Наиболее близкой по технической сущности к.заявляемой является выбранная в 45 качестве прототипа Сталь (авт. св. СССР М
954482, кл, С 22 С 38/12, 38/14, 1980, опубл.
s Б.И. 1982,„N. 32), содержащая: 0,69- 0,82%
С, О,18-0,33 % Sl, 0,75-1,05% Мп. 0,0040 011% й, 0,01-0,04% Al, O,Q025-0,015% Са или Мд, 0,02-0,1% Ч, 0,005-0,03% Tl остальное железо.
К существенным недостаткам прототипа можно отнести сравнительно низкое временное сопротивление нетермообработанпых % (аоО-1020 Н/мм и термоулрочненных (1219-1367 Нlмм ) рельсов. ударная вяакость нетермообработанных (менее 10
Дж/см ) рельсов при т емпературе+20 С и термоупрочненных рельсов при отрицательных температурах (3 — 12 Дж/см при t--40 С), Вследствие высокого содержания алюминия в стали имеют место строчки оксидных включений длиной 1,3 — 2 мм, счижающие эксплуатационную стойкость рельсов. Рельсы. имеют также сравнительно высокий износ, особенно при эксплуатации в сложных участках пути (кривые малых ра- . диусов, крутые спуски и т.п.) вследствие отсутствия регламентации содержания карбидов железа и нитридов алюминия в стали.
Целью изобретения является разработка состава стали, обеспечивающей повышение временного сопротивления, ударной . вязкости и снижения износа рельсов. для решения указанных задач нЗаэвтектоидная рельсовая сталь", содержащая углерод, марганец, кремний, азот, алюминий, кальций или магний, ванадий; железо, имеет в саоеМ составе также карбиды >келза и нитриды алюминия при следующим.соотноше-нии компонентов, мас.%:
Углерод 0,83-0,87
Марганец 0,75 — 1.15
Кремний, 0,25 — 0,46
Азот 0,004 — 0,011 Алюминий 0,004-0,02
Магний или кальций 0,0025-0,015
Ванадий 0,01 — 0,10
Ванадий 0,01 — 0,10
Карбиды железа 9,0-12,0
Нитриды алюминия 0,005-0,018
)Келезо Остальное
Содержание углерода в стали должно быть не ниже 0,83 мас.%, чтобы обеспечить повышение временного сопротивления рельсов и снизить их износ. При превышении содержания углерода в металле 0,8 мас.% по границам зерен образуется цементитная сетка, охрупчивающая металл. В стали повышен верхний предел содержания марганца для повышения временного со- . противления сопротивления рельсов. При превышении содержания марганца 1,15 мас.% ухудшается свариваемость рельсов, Для повышения степени раскисленности стали и временного сопротивления рельсов в стали повышено содержание кремния.
При содержании кремния менее 0,25 мас.% снижается ударная вязкость рельсов и не достигается повышения их временного сопротивления. При превышенил содержания кремния в стали 0,45 мас,% ухудшается их свариваемость. При содержании алюминия в стали менее 0,004 мас,% образуется недостаточно нитридов алюминия (менее 0,005. мас.%) в стали, ухудшается ударная вязкость и повышается износ рельсов. При содержании алюминия в стали более 0,02
Я)03728
5 6 мас,$ в металле образуются строчки глина- 1575 С и расчетного содержания углерода зема,ухудшающиеэксплуатационнуюстой- расплав раскисляли в печи силикамарганкость рельсов, При содержании нитрйдав цем, После выдержки в печи в течение-7 — 10 алюминия в металле более 0,018 мас.$ мин расплав выпускали вдва ковша. После часть их при термообработке рельсов рас- 5 наполнения ковшей на 15-20 вводили полагается по границам зерен, охрупчивая .раскислители и легирующие: силикомарга- . металл. При соддержании ванадия в метал- нец, силикованадий, силикокальцийванадиле менее 0,01 мас.$ он не срабатывает как евую лигатуру, силикомагний, алюминий, упрочняющаядобавкавнетермаобработан- Сталь разливали в слитки массой 8,23 т. ных рельсах..Содержание карбидов железа 10 Требуемое содержание авзота в стали обесиметалладолжнобытьнениже9мас;ф для печивали продувкой расллава в печи и в повышения временного сопротивления и . ковше азатом, атакже защитой металла при . снижения износа рельсов. При содержании .разливке азотом. карбидов железа более 12 мас.$ по грани- ХЗрактеристика химического состава цам зерен образуется цементитная сетка, 15 полученных сталей представлена в табл. 1. охрупчивающая металл. Содержание других Слитки прокатывали на рельсы типа
:компонентов в стали-прототипе находится. Р65, часть из которых (окала 70 ) подвергав оптимальных пределах.: ли закалке в масле с последующим отпуПроведенный анализ заявляемой "За- ском. эвтектоидной рельсовой стали" свидетель-. 20 Некоторые показатели свойств полствует, что .положительный. эффект при.. ученных рельсов приведены в табл. 2. осуществлении изобретения будет получен благодаря таму, чта в стали повышена co- - Как показали данные проведенных исдержание углерода, марганца, кремния,:: питаний, лучшие результаты обеспечивают снижено еодержание алюминия; orpàíè÷å-. 25. стали 2-4и 7-9, Аа сравнению с прототипам ны пределы содержания карбидов железа и .. в рельсах из этой стали повышается временнитридав алюминия. - нае сопротивление в нетермообрабатанном
Для определения временного сопро- состоянии с 1005-1010 до 1025-1060. тивлейия, ударной вязкости и износа рель- Н/мм . в термообрабатаннам — с 1252-1312 сового металла из заэвтектоидной стэли 30 до 1370-1395 Н/мм, повышается также были выплавлены 10 составов стали с апти- .. ударная вязкость нетермаабработанных мальными соотношениями всех ингредиен- рельсов при температуре испытания +20ОС тов, а также с выходящими за граничные с 7-9 до 15,1-17.1 Дж/см и термообрабо° пределы. Для обесйечения сопоставитель- танных рельсов при температуре испытания нога анализа с прототипом была. выплавле- .35 -40ОС с 3-10 да 16,4-20,1 Дж/см, умен ьша" е сталь с известным оптимальным.. ется износ нетермоабрабатанных рельсов с соотношением ингредиентов (табл, 1). 0,224-0,236 до О,155--0,173 г и термаупрочСталь выплавляли s 430-тонной марте- ненных с 0,191-0,199 до 6,091-0,112 r. новской печи, работающей скрап-рудным процессом с продувкой ванны кислородом. 40 (56} Авторское свидетельство СССР
Па достижении температуры металла 1560- М 954482, кл, С 22 C 38/12, 1982.
° 4
° 4 б 4
44 44 Ф
° 4
Ф Ю
44 Ф
° б Ю
Ф Ю
° 4
° 4 «В 44 «4
° 4
Ю «4 Ф Ф
° 4
Юв йв
4« Е Е
° Е «4
° «Ф
2303728
Таблица 2 -Номер ста- Временное сопротивлели ние рельсов, Н/мм г
Износ рельсов, г
Ударная вязкость рельсов; Дж/см нетермооб, работанных при
200С термоупроч-. ненных термоупроч- нетермообненных работанных при "40 С нетермообработанных термоуп рочненных+
1305
9,8
0,219
9,1
1007
0,181
1370
15,1
1025
16,4
0,173
0,165
0,156
0,112
18,2
0,105
16,2
1385
1040
19,1
105515,4
1390.0,102
9.3
0,215
9,4
1308
0,175
1009
3;5
1006
1250
0,225
0,198
15.5
0,168
1030
1325
0,109
17,1
1385
1045
20,1.0,155
0;172
0,098
19,3
16,2
0,091
1060
1395
1007
0,238
3,7
0,192
1245
6,8
9,0
1312
10;0
От224
0,191
1010
1252
3,0
7,0
1005
0,236
0,199
121
"Прототип
Заказ 3311
Произаодстеенно-издательские комбинат "Патент". r. Умгород, уа.Гагарина, 101
Ф о р мул а и зо б р ете н и я - Марганец
ЗАЭВТЕКТОИДНАЯ РЕЛЬСОВАЯ
СТАЛЬ, содержащая углерод,. марганец,: кремний„азот, алюминий, кальций или 5 магний, ванадий, железо; отличающаяся. ам, что дополнительно содержит карб д К железа и нитриды алюминия при следуюар иды железа
Нитриды алюминия щем соотношении компонентов, мас.3!
Углерод -. 0.83 -0;87,10 . Составитель Ю. Комростов
Редактор С. Кулакова Техред ММоргентал КорректорС,Лисина;
Тираж...Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
0,75 - 1,15
0,25 - 0,45
0,004 - 0,011
0,004 - 0,02 ., 00625-0,015 L
0,01 - 0,10
9;0- t2,0
0,005 - 0,018
Остальное




