Опора шарошечного долота
2001232
Изобретение относится к нефтяному, нефтепромысловому и геологоразведочном, машиностроению, а более конкретно к буровым шарашечным долотам,. применяемым при бурении скважин различного назначения, Известна опора бурового долота, у которого в подшипниках для обеспечения собираемости узла существуют зазоры, Недастагком данной конструкции являt. I ñ I та, чf0 наличие зазоров и в результате а .>злейсгвия нагрузок в процессе бурения созд:натся дополнительные радиальные и
;,сева е моменты, которые воздействуют на ,.парные поверхности, увеличивая интенсивность износа этих поверхностей.
Наиболее близкой к изобретению по, а з з1I8cv0A сущности и достигаемому реультьту является опора с подшипниками
1Л скольжения и упорным концевым подшип:: «oI I. Упорный концевой подшипник значительно компенсирует осевые зазоры, но для обеспечения вышеуказанного условия
1ребуется высокая точность выполнения осевых размеров деталей опоры. И даже
IIj1!. гаких условиях зазоры в опорных узлах с уществуют и создают осевые моменты.
Цель изобретения — повышение стойко«и опоры шарашечного долота — достигает те 1, чта в канал, расположенный вдаль
«с; цапфы, монтируется кампенсатор цилиндрической формы, один конец которого вь.палнен в виде конуса, с заканчивающей цилиндрической частью, толщине которой равна суммарному осевому зазору опорно- 35 го узла. На цапфе со стороны концевой опоры выполнена коническая расточка, оединяющаяся с каналом; поверхность расточки конгруэнтна поверхности кониче- . ской части компенсатора и с длиной, равной 40 длине конуса компенсатора и суммарного осевого зазора. Крепление компенсатора осуществляется известным способом (например, путем запрессовки его в канале с дальнейшей сваркой), Это позволяет полно- 45 стью компенсировать осевые зазоры, обеспечивающие условия сборки опоры, и таким
Формула изобретения
oflopA шАрошгчного долотд, содержащая цапфу, установленную на цапфе шарошку посредством подшипников качения и скольжения, промежуточного торцевого подшипника скольжения и концевого упор- 55 ного подшипника скольжения, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности долота эа счет одновременной работы торцевых. упорных подшипников, концевой упорный подшипник образом исключить в процессе работы появление осевых и радиальных моментов до момента, когда появятся вновь зазоры, вызванные износом поверхностей.
На фиг. 1 изображена опора малогабаритного шарашечного долота; на фиг. 2— дополнительная опора.
Опора малогабаритного шарашечного долота состоит из шарашки 1 и цапфы 2, которые монтируются друг с другом на подшипниках качения и скольжения 3, На торцевой поверхности 4 концевого подшипника 5 выполнена коническая расточка 6, В канал 8 монтируется компенсатор
7 с конусом 9 и цилиндрической частью 10.
Поверхность конуса 9 конгруэнтна поверхности 6, а длина поверхности 6 равна длине конуса 9 и сумматорного осевого зазора.
Сборка опоры осуществляется следующим образом.
В канал 8 монтируется компенсатор 7.
За счет увеличенной длины расточки 6 компенсатор 7 с его конусом 9 полностью монтируется в полости цапфы, Затем проводится сборка шарашки на цапфу. Шарашка от осевого перемещения ограничивается замковым устройством, Однако ограничение осевого перемещения шарашки полностью не исключается из-за наличия зазоров. Чтобы исключить зазоры методом запрессовки крепится компенсатор 7. Противоположный конец — цилиндрическую часть 10 компенсатора 7 завальцовывают или сваривают, Опора долота работает следующим образом.
При вращении долота шарашки, перекатываясь по забою, разрушают его, Шарашка торцевой поверхностью концевого подшипника соприкасается с торцевой поверхностью компенсатора, который компенсирует зазоры и воспринимает часть нагрузки, обеспечивая стойкость опоры. (56) Мокшин А.С. и др. Шарашечные долота, M.: Недра, 1971, с, 152.
Там же, с. 172, выполнен в виде конической вставки с хвостовиком, а цвпфв выполнена в торцевой части с коническим отверстием и сопряженным с ним соосным сквозным продольным отверстием, причем хвостовик вставки пропущен сквозь продольное отверстие цапфы и закреплен на наружной поверхности цапфы, а коническая вставка расположена в коническом отверстии цапфы с возможностью взаимодействия нижним
2001232 торцом с шарошкой, при этом коническая верстие в цапфе конгруэнтны между со. поверхность вставки и коническое от- . бой, Составитель В. Смирнова
Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар
Редактор Л. Волкова
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5
Заказ 3118
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101


