Подшипник качения
Сущность изобретения: подшипник качения состоит из наружного кольца 1, разрезного термостабилизирующего кольца 2. тел качения 3, сепаратора 4 и внутреннего кольца 5. Кольцо 2 размещено в кольцевой проточке 6. выполненной в нерабочей зоне дорожки качения 7. Изготовление кольца 2 из сплава, обладающего обратимым мартенситным превращением в интервале температур работы подшипника, обеспечивает саморегулирование температуры в подшипнике . При нагреве подшипника кольцо 2 поглощает тепло, при охлаждении - выделяет способствуя сохранению свойств смазки и материалов колец 1 и 5. 2 ил.
(ял F 16 С 19/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Pua. ) Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4310992/27 (22) 27.08.87 (46) 07.09.93. Бюл. hk 33-36 (76) Санько А. М., Лютов А. П. (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (57) Сущность изобретения: подшипник качения состоит из наружного кольца 1, разрезного термостабилизирующего кольца 2, тел качения 3, сепаратора 4 и внутреннего кольца 5. Кольцо 2 размещено в кольцевой
„„ 6К2„„ 2000494 C проточке 6, выполненной в нерабочей зоне дорожки качения 7. Изготовление кольца 2 из сплава, обладающего обратимым мартенситным превращением в интервале температур работы подшипника, обеспечивает саморегулирование температуры в подшипнике. При нагреве подшипника кольцо 2 поглощает тепло, при охлаждении — выделяет способствуя сохранению свойств смазки и материалов колец 1 и 5. 2 ил.
О
О
О
Ф
О фь.
2000494
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промышленности при изготовлении подшипников качения.
Известен подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и сепаратор с телами качения, при этом в одном из колец выполнена кольцевая полость. заполненная веществом, улучшающим передачу и распределение тепла.
Недостатком известного подшипника является узкая область использования, так как подшипник предназначен для работы лишь в условиях невысоких нагрузок и ограниченного интервала температур.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей эа счет обеспечения саморегулирования температуры в подшипнике, Цель изобретения достигается тем, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и сепаратор с телами качения, в одном из колец выполнена проточка, расположенная в нерабочей зоне дорожки качения. 8 проточке размещен термостабилизирующий элемент, выполненный в виде разрезного кольца иэ металлического сплава, например,из сплава на основе железа, содержащего 28-34 марганца и 5-7 / кремния.
Саморегулирование температуры подшипника обеспечивается за счет особенности термостабилизирующего кольца, выполненного из сплава с обратимым мартенситным превращением. поглощать тепло при повышении температуры подшипника и выделять тепло при ее снижении.
Температурные интервалы мартенситных превращений в сплавах могут быть различными в зависимости от состава сплава.
Поэтому, зная рабочую температуру подшипника и возможный диапазон его перегрева, можно подобрать состав сплава и осуществлять снижение температуры подшипника, а также при низких температурах подогревать его.
На фиг. 1 представлен шарикоподшипник с одним термостабl1лl13ирующим кольцом; на фиг. 2 — роликоподшипник с двумя термостабилизирующими кольцами.
Подшипник качения состоит из наружного кольца 1, термостабилизирующего раз5
55 резного кольца 2,шарика 3, сепаратора 4 и внутреннего кольца 5.
Термостабилизирующее кольцо 2 размещено в проточке 6, выполненной в нерабочей зоне дорожки 7 качения. Подшипник качения может быть выполнен с роликами 8, Подшипник качения работает следующим образом, Для стабилизации температуры подшипника в кольцевой паз наружного или внутреннего кольца вставляется разрезное кольцо 2 из сплава, характеризующегося обратимым мартенситным фазовым превращением в интервале температур работы подшипника, Длина кольца рассчитывается с учетом возможной деформации (примерно
8 ). При колебании температуры не допускается сходимость двух концов разрезного кольца, а также выход кольца иэ паза, Ширина кольца 2 должна обеспечивать воэможность перемещения его по кольцевой проточке 6.
Поглощение тепла кольцом 2 при повышении температуры подшипника выше установленной способствует сохранению свойств смазки, материала колец и тем самым повышению долговечности подшипников качения. При низких температурах кольцо 2 будет выделять тепло, что положительно скажется на смазке и моменте трогания.
Саморегулирование температуры в подшипнике позволит использовать его в различных узлах: в шпинделях, станках с ЧПУ, где требуется очень высокая точность и стабильность раэмерно-геометрических параметров узлов при различных режимах работы.
Формула изобретения
1. Подшипник качения, содержащий сепаратор с телами качения, наружные и внутренние кольца с дорожками качения, одно из которых выполнено с термостабилизирующим элементом. отличающийся тем. что, с целью расширения технологических возможностей, кольцо с термостабилизирующим элементом выполнено с проточкой в нерабочей зоне дорожки качения, а термостабилизирующий элемент выполнен из металлического сплава в виде разрезного кольца и установлен в упомянутой проточке.
2. Подшипник поп. 1, отл ича ю щийс я тем, что термостабилизирующий элемент выполнен из сплава на основе железа, содержащего 28-34 марганца и 5-7% кремния.
2000494
Составитель Н.Кукина
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Кравцова
Редактор А.Бер
Заказ 3073
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, "аушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101


