Способ получения дорожного битума и битумоминеральнб1х смесей
ОПИСАНИЕ
ИЗОБ РЕ Т ЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ яолоо
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 31.1.1966 (№ 1052347/23-4) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 08.Х11.1967. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 6.11.1968
Кл. 80b, 25i01
ИПК С 04b
УДК 691.16(088.8) Комитет по делам иаобретений и открытий при Совете Министров
СССР
;,:=;-:, г;:;,::
Г -,:, М. Ф. Никишина, Е. М. Гурарий и В. А. Захаров
Ленинградский филиал Всесоюзного дорожного научноисследовательского института
Авторы изобретения
Заявитель
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА
И БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ
Известен способ получения дорожных битумов и битумо-минеральных смесей путем введения в них батекса-сополимера бутадиена и алкилакрилатов.
В предложенном способе для повышения тепло- и морозоустойчивости битума и сдвигоустойчивости битумоминеральных смесей в качестве латекса используется карбоксилатныи л атекс.
Карбоксилатный латекс — сополимер дивинила и метакриловой кислоты.
Свойства битума, например марок БН-П и
БН-Ш (ГОСТ 1544 — 52), при добавлении к нему даже небольшого количества этого латекса (для битума БН-П вЂ” 1%, а для БН-Ш—
0,8% на сухое вещество) значительно улучшаются. Битум становится теплоустойчивее, вязкость его уменьшается на 62% (определяемая по глубине проникания иглы при 25 С), повышается на 40 — 60% морозоустойчивость, определяемая по фраасу, а интервал пластичности битума (между температурой размягчения по
К/Ш и температурой хрупкости) увеличивается на 20 С. При добавлении латекса резко повышается эластичность (растяжимость) битума: при 0 — в 3 — 12 раз, а при 25 С битум растягивается, подобно каучуку, поэтому определить ее на приборе для битумов не представляется возможным. Когезия битума с карбоксилатным латексом повышается в два2 три раза, а свойства асфальтобетона и других битумоминеральных смесей, приготовленных на битуме с добавкой латекса СКД-1, значительно улучшаются. Прочность на сжатие при
5 20 С образцов асфальтобетона увеличивается на 33%, а при 50 C — на 69%. Повышается и сдвигоустойчивость асфальтобетона; внутреннее сцепление его увеличивается на 40%, а угол внутреннего трения, характеризующий
10 сопротивление трению — на 2 .
Технология введения в битум карбоксилатного латекса довольно проста. Не требуется сложных дополнительных операций, как например при использовании натурального или
15 синтетических каучуков или старой резины.
Эти материалы предварительно либо размельчают и вводят в битум в виде порошка или крошки при температуре нагрева битума выше 200 С (что не рекомендуется для дорож20 ных битумов), либо растворяют каучук в бензине и вводят его в битум в виде раствора, а резину — в виде дисперсии, приготовленной со специальными эмульгаторами.
Карбоксилатный латекс вводят в необезво25 женный или обезвоженныи битум, нагретый до
90" С, а затем смесь тщательно перемешивают.
При нагревании битума до рабочей температуры вспенивания его не происходит, так как этот латекс является одновременно и пенога
30 сителем.
207100
Предмет изобретения
Составитель В. Нохрина
Редактор Н. В. Вольнина Техред Л. Я. Бриккер
Корректоры: Е. Ф. Полионова и Г. И. Плешакова
Заказ 4661)9 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
Способ получения дорожного битума или битумоминеральных смесей, например асфальтобетона, путем введения в битум или в битумоминеральную смесь латекса, отличающийся тем, что, с целью повышения тепло- и морозоустойчивости битума или сдвигоустойчивости битумоминеральных смесей, в качестве латек5 са используют карбоксилатный латекс.

