Система охлаждения обмотки ротора турбогенератора
295I27
ОПИСЛНИИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. св. № 107473
Заявлено 27.I.1962 (№ 762288/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 13.XI.1967. Бюллетень ¹ 23
Дата опубликования описания 23.1.19б8
Y,л. 21&, 56/04.ЧПК Н 02k
УДК 621.313.322-81.043. .3.017.72 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
А. М. Рассулов
Заявитель
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА
ТУРБОГЕНЕРАТОРА
Извесгня система охлаждения обмотки ротора электрической машины газом Ilo авт. св. № 107473. В такой системе охлаждающий газ проходит из воздушного зазора через отверстия в клиньях в винтообразные каналы проводников обмотки ротора.
Особенностью предложенной системы ox" лаждения является то, что ее каналы выполнены сдвоенными и кяжд?1я 113р3 их присоединена к общему входному и выходному ofверстиям в клине.
Кроме того, глубина каждого из сдвоенных каналов больше, чем ширина.
Это позволяет упростить конструкцию системы и увеличить поверхность охлаждения.
На чертеже схематически изображены каналы в обмотке ротора.
Гяз, захватываемый из зазора под действием вентилирующего напора вращающегося ротора, разветвляется каждым входным отверстием клина 1 в соединительных каналах изоляционной прокладки 2 на два смежных винтообразных канала 8 квадратного сечения в катушке ротора. Охлаждая проводники 4
oáìoTêè, газ выходит черсз аналогичные соединительные каналы и общее выходное отвер. стие 5 в зазор.
Винтообразные каналы выполнены сдвоенными для образования равномерного сечения меди, так как в случае большого числа витков в катушке ротора трудно разместить ня поверхности ротора индивидуальные входные и выходные отверстия большого числа кана 1ОВ.
Число каналов целесообразно довести до числа витков, обеспечивающих равномерное сечение меди, и Н3 ка?кду!о II3p? смежных ьинтообразных каналов выполнять IIG одному общему входному и выходному отверстию.
Г1ри одинаковом общем сечении каналов в отсеке переход к ббльшему числу каналов увеличивает общую охлаждающую поверхность каналов ротора.
Переход от меньшего количества узких прямоугольных каналов к большему (равному числу витков) при том же общем сечении их на отсек вызывает не только увеличение
OXЛ 3?1 Предмет изобретения 1. Система охлан<дения обмотки ротора турбогенератора газом, в частности водоро30 дом, который вводится из воздушного зазора 205127 Редактор И. С. Грузова Техред Л. Я. Бриккер Корректоры: H. И. Быстрова и В. Г. Ионова Заказ 4235/7 Тираж 535 Подписное ЦНИИПИ Комитста по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, Центр, пр. Серова, д. 4 Типография, пр. Сапунова, 2 машины через отверстия в клиньях и подклиновых. изоляционных, прокладках в параллельньге винтвобразные каналы, выполненные в проводниках обмотки ротора по авт. св. № 107473, отличающаяся тем, что, с целью уПрощения конструкции, указанные каналы выполнены сдвоенными и каждая пара таких каналов присоединена через каналы прокладки к общему входному и выходному отверстиям в клине. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью увеличения поверхности охлаждения, глубина каждого из сдвоенных каналов выполняется большей, чем ширина.