Йотека ^
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл, 171, 5/01
62d, 2
Заявлено 12.XI.1966 (№ 1112292/40-23) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 20.Х.196?. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 10.1.1968
МП1(Г 25h
В 64g
УДК 629.78-714.2 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
ИСПАРИТЕЛЬ ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗА
В ГЕРМЕТИЧНЫХ ОТСЕКАХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Изобретение относится к конструкциям теплообменников-испарителей, используемых в системах терморегулирования и жизнеобеспечения космических летательных аппаратов.
Известны испарители кольцевой формы с 5 перекрестным потоком теплообменивающих сред, содержащие охлаждающую поверхность из капиллярных теплообменных трубчатых элементов с раздачей испаряющегося агента через коллектор. 10
Однако в ряде случаев необходимо использовать испаритель, предназначенный для охлаждения газа в герметичном отсеке летательного аппарата во время полета, в наземных условиях. Например, в системе терморе- 15 гулирования ракет и космических кораблей испарители работают только в условиях полета, а в наземных условиях терморегулирование отсеков осуществляют с помощью других систем охлаждения, что приводит к уве- 20 личению взлетного веса.
В описываемом испарителе обеспечение охлаждения газа как "летных, так и в наземных условиях достигается тем, что в центральной части коллекторов концентрично 25 установлены две трубы, одна из которых сообщает полость жидкостного коллектора с входом хладагента от наземной установки, а другая сообщает указанную полость через по. ристый материал, например, алпгшш, с вхо- 30 дом хладагента от бортовои системы.
На чертеже дана конструктивная схема предлагаемого испарителя.
Полости жидкостного коллектора 1 и газового коллектора 2 сообщены между собой теплообменными трубчатыми элементами 8.
Для подачи хладагента из бортовой системы и наземной установки в трубчатую полость испарителя к первому коллектору припаян штуцер 4 с двумя входами 5 и б.
Вход 5 служит для подачи хладагента от наземной установки в жидкостный коллектор через трубу 7, а вход б — для подачи хладагента из бортовой системы в жидкостный коллектор, полость которого соединена через отверстие с полостью 8, сообщающейся с полутороидальной полостью в крышке жидкостного коллектора трубой 9. Для фиксации трубы 9 в трубе 7 имеются четыре ребра 10, а для равномерного распределения хладагента по всей поверхности жидкостного коллектора полость П заполнена алигнином.
Работа испарителя происходиг следующим ооразом.
В зависимости от режима работы теплообменника (наземного или полетного) в испарнтель поступает хладагент от наземной уста. нозки илп бортовой системы.
В наземном режиме работы пспар теля х тaдагент подводится через полость 5 штуцера 4 в коллектор 1 по трубе 7, откуда поступает в охлахкдающпе элементы 8, 204347
ХМдаген
Яогп. сис
П ана3Составитель В. Гуслянников
Текред Т. П. Курилко Корректоры; Г. И. Плешакова и Н. В. Черняк
Редактор А. Шиллер
Заказ 4217,13 Тира>к 535 Подписное
Ц(-1ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
В полетном режиме работы испарителя хладагент подводится через полость б штуцера 4, откуда через отверстие попадает и полость 8 и по трубе 9 поступает в жидкостный коллектор.
Там хладагент впитывается алигнином, равномерно распределяется по всей поверхности жидкостного коллектора и поступает в охлаждающие элементы, где он, изменяя агрегатное состояние, отбирает тепло от газа.
Предмет изобретения
Испаритель для охлаждения газа в герметичных отсеках летательных аппаратов, содержащий жидкостной и газовый коллекторы, полости которых сообщены трубчатыми теплообменными элементами, отлича ощийся тем, что, с целью обеспечения охлаждения
5 газа как в летных, так и в наземных условиях, в центральной части коллекторов концентрично установлены две трубы, одна из которых сообщает полость жидкостного коллектора с входом хладагента от наземной
10 установки, а другая — сообщает указанную полость через пористый материал, например алигнин, с входом хладагента от бортовой системы.

