Способ определения необходимости замены маслав дизелях
2О!768
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 01 VI.1966 (№ 1081469/26-25) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 08.IX.1967. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 22.XI.1967
Кл. 421, 7/03
МПК G 01п
УДК 621.892.8: 620.1 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Н. С. Пасечников и Н. М. Хмелевой
Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка
Заявитель
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАМЕНЫ МАСЛА
В ДИЗЕЛЯХ
Настоящее изобретение относится к области испытания дизельных масел, в частности, к определению наличия активных присадок и механических загрязнений в масле.
Известны способы оценки качества масел, использующихся в дизелях, методом нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу с дальнейшим определением его качества по цвету пятна. Недостаток известного способа заключается в том, что он дает не полную характеристику рабочего масла.
Цель настоящего изобретения — получить более полную оценку качества рабочего масла.
Отличительной особенностью изобретения является то, что качество дизельного масла оценивают по отношению диаметров концентрических колец пятна и самого пятна в выбранных условиях, Таким образом, способ сводится к тому, что на лист фильтровальной бумаги наносят определенной величины каплю масла, взятую из системы смазки двигателя. Последняя образует на фильтровальной бумаге неоднородное пятно.
Пятно имеет овальную форму с темным ядром в центре, вокруг которого располагаются один или два концентрических пояса, которые имеют различные размеры и окраску.
Окраска, размеры, число концентрических колец зависят от наличия загрязнений и содержания активной (несработавшейся) присадки в масле. Чем больше примесей в масле, тем темнее ядро. В зависимости от концентрации активной присадки в масле изменяется диаметр ядра, а также его форма, наличие и размеры концентрических колец масляного пятна.
Скорость распространения пятна на фильтровальной бумаге определяет время проведения опыта, т. е. время наблюдения за изменением размеров пятна.
При температурах масла и бумаги в пределах 30 — 50 С размеры пятна интенсивно увеличи ваются в первые 10 мин. Затем изменяется только наружный диаметр пятна, Поэтому в полевых условиях вполне достаточно прослдить за изменением размеров пятна в течение
20 10,к ан
Влияние температуры капли масла, отличной от температуры бумаги, заметно только в первые минуты. В дальнейшем скорость распространения пятна определяется только температурой бумаги и окружающего воздуха, вследствие того, что капля масла быстро приобретает температуру окружающей среды.
При температурах ниже 30 С размеры концентрических колец пятна почти совпадают.
30 Это затрудняет оценку качества масла по ис201768
Составитель Вощанкин В. И
Текред Л. Я. Бриккер Корректоры: E. Ф, Полионова и Т, Д. Чунаева
Г- едактор А. А. Эйдис
Заказ 3449j13 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитега го делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2 следуемому способу. При температурах выше
60 С (100, 150, 200 С) происходит изменение цвета концентрических колец пятна, уменьшается абсорбция частиц загрязнения волокнами бумаги, падает вязкость масла и увеличивается его диффузия в порах бумаги. Скорость распространения концентрических колец выравнивается, а их границы или совпадают, или теряют свои очертания.
Оценка качества масла предлагаемым способом становится затруднительной. Границы колец выделяются наибо.лее четко при температурах масла и бумаги, лежащих в пределах 30 — 60 С.
Скорость распространения пятна в толще фильтровальной бумаги зависит от содержания в масле различных смол, концентрации присадки, механических примесей и т. п.
При этом скорость изменения внутреннего диаметра d приближается к скорости изменения диаметра D, и при очень высокой концентрации присадки (т. е. при высокой степени дисперсности частиц в масле) характер изменения размеров d> и D пятна почти совпадают.
Измерив наружный диаметр пятна и внутренний диаметр внешнего кольца пятна, по их отношению находят наличие активной присадки. А отношение внутреннего диаметра внешнего кольца пятна к диаметру его ядра характеризует концентрацию механических примесей. При этом испытания проводят через
10 мин после нанесения капли при температуре, лежащей в пределах 30 — 60 С.
1О
Предмет изобретения
Способ определения необходимости замены масла в дизелях путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оценки качества масла, наличие активной присадки в последнем определяют по отношению наружного диаметра пятна к внутреннему диаметру внешнего кольца пятна, измеренных через десять минут после нанесения капли при температуре масла и бумаги в пределах 30 — 60 С, а концентрацию механических примесей определяют по отношению внутреннего кольца пятна к диаметру ядра при тех
25 же условиях,

