Устройство для ультразвуковой защиты корпусов судов от обрастаний
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!
981б5
СОюз Соеетскиз
Социалистические
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 04.Ч.1966 (№ 1074763/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 09 Ч1.1967. Бюллетень № 13
Дата опуоликования описания 8Х111.1967
МПК В 63Ь
Комитет по делам изооретений и открытий лри Совете елииистрое
СССР
УДК 629.12.011.22-757.
7 537 591(088 8) авторы изобретения
А. M. Аксельбанд, А. Я. Раговский и А. В. Москаленко
Одесский институт инженеров морского флота
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ЗАЩИТЫ КОРПУСОВ
СУДО В ОТ О БРА СТАН И Й
Известны устройства для ультразвуковой защиты корпусов судов от обрастаний, включающие ультразвуковой генератор, питающий магнитострикционные излучатели, установленные внутри корпуса судна на приварышах.
Устройства включают также автоматические электросистемы, управляющие ультразвуковыми импульсами.
Особенностью описываемого устройства является то, что оси одних излучателей расположены перпендикулярно осям других, причем и те и другие излучатели равномерно распределены по корпусу судна.
При таком выполнении устройства повышается эффективность защиты благодаря созданию равномерных упругих колебаний по всему корпусу судна.
Устройство, кроме того, отличается тем, что излучатели заключены в металлические кожухи, заполненные охлаждающей жидкостью.
Это повышает интенсивность упругих колебаний, излучаемых в корпус судна.
На фиг. 1 изображена схема расположения ультразвуковой защиты; на фиг. 2 и 3 — излучатели в различных положениях относительно корпуса судна; на фиг. 4 — излучатель с охлаждающим кожухом; на фиг. 5 — принципиальная схема автоматической электросистемы управления ультразвуковыми колебаниями.
Ультразвуковой генератор 1 или резервный
2 через автоматическое устройство 3 питает магнитострикционные излучатели 4.
Излучатели присоединяются к обшивке коргуса с помощью поизматических переходных стержней 5, привариваемых к корпусу.
Распределение колебаний, воз буждаемых в корпусе, и эффективность защиты зависят не только от числа излучателей, но и от пх расположения по отношению к призматическим ,переходным стержням. С целью равномерного распределения колебаний в корпусе судна одни излучатели припаивают так, чтобы их осн были вертикальны, а другие так, чтобы сси оыли горизонтальны (см. фиг. 2 и 3).
Излучатели рассчитаны на .передачу больших удельных мощностей для более эффективной защиты. С этой целью они выполнены с воздушно-масляным охлаждением. Излучатель 4, припаянный серебряным припоем и призматическому переходному стержню 5, размещен в кожухе б, заполненном маслом. Выделяемое излучателем тепло передается маслу, а от него через стенки кожуха — окружающей среде.
Автоматическая электросистема управления состоит из,следующих основных элемечтов (см. фиг. 5). Часовой механизм 7, задающий программу.,переключения магнитострикционных излучателей, при помощи контактов 8, 9, ЗО .10 управляет работой промежуточных реле 11, 198165
12 и реле отключения 18, коммутирующих выходные реле 14, 15. Выходные реле 14, 15 в заданные промежутки времени включают и выключают соответствующие излучатели. Выключатели 1б, 17 служат для ручного управления реле 14, 15.
В цепи питания излучателей включен токовый трансформатор 18, вторичная обмотка которого соединена с реле 19 аварийного переключения генераторов.
Элементы электросистемы автоматического управления при работе устройства взаимодействуют следующим образом. При замыкании контактов 9 часового механизма 7 замыкается цепь питания катушки реле 11. Реле срабатывает и замыкает свои нормально открытые контакты 20 и 21. Контакты 20 блокируют контакты 9 часового механизма; контакты 21 включают цепь питания выходного реле 14.
Реле 14, срабатывая, своими нормально открытыми контактами 22 коммутирует обмотку излучателя 4 к выходу ультразвукового генератора а.
По окончании заданного .времени работы излучателя контакты 8 часового механизма на короткий промежуток времени включают в цепь питания катушку реле отключения 18, которое, срабатывая, своими контактами 28 размыкает цепь питания катушки реле 11. Промежуточное реле 11 и выходное реле 14 отпускают излучатель 4, который отключается.
Затем включается контакт 11 часового механизма, срабатывают реле 12 и 15, и к генератору подключается следующий магнитострикционный излучатель.
При нормальной работе генератора 1 катушка реле 19 аварийного переключения излу. чателей получает питание от трансформатора
18 через германиевый диод 24. Если ток ультразвуковой частоты, .проходящий IIQ первич.ной обмотке трансформатора резко уменьшается, что происходит при неисправности рабочего генератора, то реле 19 о ппуокает и дает
5 сигнал на выключение рабочего генератора 1 и включение резервного генератора 2.
Таким образом, предлагаемая ультразвуковая защита в отличие от известных обеспечивает возбуждение упругих колебаний требуе10 мых интенсивностей по всей длине корпуса.
При этом достигается эффективная защита корпуса судна при относительно малой установочной мощности генераторов и малом расходе электроэнергии, обеспечивается, передача
15 более значительных удельных мощностей упругих колебаний в корпус судна.
Предмет изобретения
20 1. Устройство для ультразвуковой защиты корпусов судов от обрастаний, включающее ультразвуковой генератор, питающий магнитострикционные излучатели, установленные внутри корпуса судна на стержнях перпендику25 лярно корпусу, и автоматическую электросистему управления ультразвуковыми импульсами, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности защиты путем создания равномерных упругих колебаний по всему кор30 пусу судна, оси одних излучателей расположены перпендикулярно осям других излучателей, причем и те и другие излучатели равномерно распределены по корпусу судна.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, 35 что, с целью, повышения интенсивности упругих колебаний, излучаемых в корпус судна, излучатели заключены в металлические, кожухи, которые заполнены охлаждающей жидкостью.
14
Составитель В. М. Левицкий
Редактор Л. В. Калашникова Техред А. А. Камышникова Корректоры; В. В. Крылова и А. П. Татаринцева
Заказ 2512)9 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2


