Способ измерения скоростей потока жидкостиили газа
Союз Советскин
Социалистические
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 01.Х!.1965 (№ 1035005/26-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 31.Ч.1967. Бюллетень ¹ 12
Дата опубликования описания 21л П.1967
Кл. 42о, 15
МПК 6 011
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистрое
СССР
УДК 532.574,082.6 (088.8) Авторы изобретения
А. К. Митрохин, В. М. Штопко и В. А. Шостак
Заявитель
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТЕЙ ПОТОКА ЖИДКОСТИ
ИЛИ ГАЗА
Изобретение относится к приборам для измерения скоростей жидкости и газа, например, расплавленных металлов.
Известен способ измерения скоростей потока хкидкости или газа путем измерения разности температур на границах контрольного участка чувствительного элемента скоростемсра, воспр1и|имающепо тепловую энергию от источника дополнительного теплового воздействия в области одной из границ контрольного участка, в котором поддерживают постоянным количество тепла, выделяемого в единицу времени, а контрольным участком является весь чувствительный элемент. На измерения по этому способу оказывают существсинос влияние изменения температуры стоикH, в которую заделан скоростемер, и изменение температуры измеряемой жидкости или газа.
Предложено поддерживать постоянной разность между температурами потока и чувствительного элемента на той границе, в области которой находится источник дополнительного теплового воздействия, а контролируемыммым участком является часть чувствительного элемента.
Способ поясняется чертежом. (Сверху схематически показан вариант устройства, реализующего данный способ, снизу — график изменения температуры вдоль скоростемера ЗО при двух различных скоростях потока, омывающего скоростемер, показанных стрелками) .
На чертеже обозначены: 1 — трубка, например, металлическая, достаточно длинная для того, чтобы температура на конце ее, удаленном от истсчнпка дополнительного теплового воздействия, была практически равна температуре потока, 2 — рабочая термопара или батарея термопар, 8 — термопара или батар.я термопар, управляющая устройством рсгулирования разности температур (нс изображен), 4 — контролируемый поток, 5 — источник дополнительного теплового воздействия, например нагрева или охлаждения, управляемый устройством регулирования, 6 — холодный спай термопары 8, 7 — горячий спай тсрмопары 2, 8 — горячий сиай термопары 8, 9 — холодный спай термопары 2. Горячие спаи 7 и 8 обеих термопар лежат в одной плоскости, перпендикулярной длине скоростемера.
На чертеже даны: 1,— расстояние до холодного спая гсрмопары (батареи термопар) 8, l, — расстояние до холодного сная термопары (батареи термопар) 2 — коитрольиьш участок, l — координата — длина, отщитаииая от той плоскости, в которой лежат горя-ше спаи, г — температура, („, — температура контролируемой хкпдкости нли газа; Ȅ— разность
197317
Предмет изобретения
»
1: 1
T с
fl о
Составитель С. A. 10щеико
Редактор В. Ф. Чулкова Тскред Л. А. Камышникова Корректоры: Л. В. Иаделвева и Н. И. Быстрова
Заказ 2182, 16 Тирани 535 Подпис toe
ЦНИИПИ I(o..lèòåòà по делам í",oá2åòåíè! н открытий при Совете Мппистров СССР
Москва, Цептр, пр. Серова, д 4
Типографии, пр. Сапунова, 2 температур на концах термопары 8, О», и
0». — разности температур на концах термопары 2 при двух разных скоростях течения.
Устройство регулирования воздействует на источник 5 так, чтобы зсегда поддерживать нос1оянным значение Ор
Как известно 0»., ——
» — 1»0
8 где е — основание натуральных логарифмов, k — коэффициент пропорциональности, ив коэффициент теплопередачи от текущей среды. Так как а зависит от скорости, можно написать u=k> )l /(ы); где: k1 — коэффициент, характеризующий условия течепия, »" (ю) — функция скорости.
Таким образом, по этому способу полностью устранено влияние температуры стенки, в которую заделан скоростемер, устранено непосредственное влияние температуры контролируемой жидкости или газа, хотя остается косвенным влияние через коэффициент теплопередачи, исключается надобность и даже желательность выполнения трубки из изолирующего материала с изолирующим стержнем внутри, что обуславливает инерционность.
Способ измерения скоростей потока жидкости или газа путем измерения разности температур на границах контрольного участка скоростемера, воспринимающего тепловую энергию от источника дополнительного теплового воздействия в области одной из границ контрольного участка, отлича»ощ»»й»ся тем, что с целью у»зеличения точности измерения и разширения возможностей конструктивного оформления чувствительных элементов и источников дополнительного теплового воздействия па них, поддерживают постоянной разность между температурами потока и чувствительного элемента на той границе, в области которой находится источник дополнительного теплового воздействия, а контрольным участком является часть чувствительноио элемента.

