Способ разбивки центров мостовб1х опор
С П И С А Н И Е l91837
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Саюа Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
1 л. 42с, 11/03
42п, 23/20
Заявлено 17.II.1964 (№ 882601/26-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26.1,1967. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 27.III.1967
МПК G 01с
G 02с1
УДК, 528.489:624.20 (088.8) Комитет по делам изобретений N открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
В. В. Просин
Заявитель
СПОСОБ РАЗБИВКИ ЦЕНТРОВ МОСТОВЫХ ОПОР
Известные способы разбивки центров мостовых опор, основанные на использовании прямой угловой засечки с пунктов опорной геодезической сети, осуществляемой с помощью теодолитов, малопроизводительны и трудоемки.
По предлагаемому способу для упрощения методики производства работ и повышения производительности труда, особенно при скоростной разбивке центров опор временных мостов, угловую засечку образуют проекционными приборами, в частности диапроекторами, установленными»а теодолитах в пунктах опорной сети, и положение центров опор определяют визуально как линию пересечения световых коллимационных плоскостей, полученных в результате проецирования штрихового диапозитива-шаблона, ширина полос которого в определенном масштабе задается выбранным расстоянием между опорами.
На чертеже показана схема разбивочного плана, составляемого перед началом работ.
На разбивочный план наносят: пункты А и
Б опорной сети, на которых будут установлены приборы; ось моста с закрепляющими точками О и О,; положение центров .Ц опор, определяемое пересечением световых плоскостей от приборов; положение проекции рамок
Рл, Рл„Рв и Р, диапозитивов; положение визирных осей АОл и БОд зрительных труб теодолитов; направления АО н БО на точки опорной сети. Затем вычисляют углы а и Р между заданными направлениями
АОд и БОБ визирных осей зрительных труб теодолитов и базисными направлениями
АО и БО.
Разбнвочные работы на местности производят в следующей последовательности.
Известными способами находят и закреп10 ляют на местности опорные точки О; О„А и l> в соответствии с разбивочным планом. Устанавливают на точках А и Б теодолиты с укрепленными на их зрительных трубах диапроекторами, при этом диапозитивы-шаблоны
15 для проекторов изготавливают заранее фотографическим способом илн с помощью масштабных линеек. Для получения более контрастных световых границ смежные полосы шаблона покрывают прозрачными лаками
20 разного цвета. Затем для каждого нз приборов проверяют правильность установки шаблона с тем, чтобы он обеспечивал вертикальность световых плоскостей. Наводят теодолит на базисную точку О и делают отсчет по лим25 оу. Вычисляют отсчет по лимбу, при котором визирная ось трубы теодолита займет проектное положение согласно разбивочному. плану и устанавливают его на лимбе горизонтального круга. По вертикальному кругу каждого
30 теодолита устанавливают отсчет, соответ191837
Составитель А. С. Маслеикова
Корректоры: E. Д. Курдюмова и А. М. Смак
Техред Л. Бриккер
Редактор Н. С. Коган
Заказ 771/9 Тирак 53о Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2 ствующий горизонтальному положению главной оптической оси объектива прибора. Вкл1очают источники света проекционных приборов и наблюдатель, перемещаясь вдоль оси моста, визуально по явлению «затухания» или
«зажигания» объектива находит линию пересечения световых плоскостей, которая и определяет положение центра опоры.
Предмет изобретения
Способ разбивки центров мостовых опор с использованием прямой угловой засечки с пунктов геодезической сети, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда, преимущественно при скоростной разбивке опор временных мостов, угловую засечку образуют проекционными приборами, например диапроекторами, установленными на теодолитах в пунктах опорной сети, а положение центров опор определяют путем визуального нахождения линии пересечения световых коллимационных плоскостей, полученных в результате проецирования штрихового диапозитива-шаблона, ширина полос которого в определенном масштабе задается требуемым расстоянием между опорами.

