Вихретоковый зонд для контроля труб парогенератора
Изобретение относится к вихретоковому контролю труб парогенератора. Цель изобретения - увеличение долговечности, достигается благодаря тому, что в вихретоковом зонде, содержащем цилиндрический корпус, в кольцевом пазу на внешней поверхности которого расположен кольцевой каркас с катушками индуктивности, цилиндрический полый гибкий элемент, закрепленный на одном торце корпуса, направляющий гибкий элемент, закрепленный на втором торце корпуса, и защитный элемент на свободном конце пружины, корпус выполнен разъемным, одна часть его представляет собой фланец, служащий одной из стенок кольцевого паза, концы проводов катушек индуктивности и электрических проводов, размещенных в полости гибкого элемента, скреплены в полости корпуса, и место соединения залито компаундом, кольцевой каркас изготовлен из керамического материала, а поверхность катушек индуктивности покрыта стойким к истиранию материалом. Вихретоковый зонд позволяет проводить неразрушающий вихретоковый контроль труб, имеющих следующие один за другим изгибы. 4 з.п. ф-лы, 3 ил. сл с
союз сОВГтских сОциАлистических
РЕСПУВЛИК (5!)5 G 01 К 27/90
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАГЕНТНОЕ
ВедОмстВО ссса (ГОСПЛТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4743565/28 (22) 11.04.90 (46) 23;08.93. Бюл. ¹ 31 (31) G 8904672.2; 6 8911407.8 (32) 13,04.89; 25.09.89 (ЗЗ) DE (71) Сименс АГ (ОЕ) (72) Хельмар Адамс и Райнер Бауер (ОЕ) (56) Ер ¹ 0008710, кл. 6 01 Й 27/90. 28.08.78, Ер ¹ А1-0023163, кл. G 01 N 27/90, 28.01.81 (п рототип). (54) ВИХРЕТОКОВЫЙ ЗОНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТРУБ ПАРОГЕНЕРАТОРА (57) Изобретение относится к вихретоковому контролю труб парогенератора. Цель изобретения — увеличение долговечности, достигается благодаря тому, что в вихретоковом зонде, содержащем цилиндрический корпус, в кольцевом пазу на внешней поверхности которого расположен кольцевой карИзобретение относится к вихретоковому контролю труб парогенератора, Цель изобретения — увеличение долговечности.
Указанная цель достигается благодаря тому, что у вихретоковогс зонда корпус выполнен разъемным, одна часть его представляет собой фланец, служащий одной из стенок кольцевого паза, расположенный со стороны вдвижного элемента и скрепленный с второй частью корпуса посредством резьбы, электрические провода выполнены многожильными, а места скрепления их с концами проводов катушек индуктивности расположены в части полости корпуса и за,, Я2„„1836634 АЗ кас с катушками индуктивности, цилиндрический полый гибкий элемент, закрепленный на одном торце корпуса. направляющий гибкий элемент, закрепленный на втором торце корпуса, и защитный элемент на свободном конце пружины, корпус выполнен разъемным. одна часть его представляет собой фланец, служащий одной из стенок кольцевого паза, концы проводов катушек индуктивности- и электрических проводов, размещенных в полости гибкого элемента, скреплены в полости корпуса. и место соединения залито компаундом, кольцевой каркас изготовлен из керамического материала, а поверхность катушек индуктивности покрыта стойким к истиранию материалом. Вихретоковый зонд позволяет проводить неразрушающий вихретоковый контроль труб, имеющих следующие один за другим изгибы. 4 з.п, ф-лы, 3 ил. литы компаундом, кольцевой каркас изготовлен из керамического материала, а поверхность катушек индуктивности покрыта стойким к истиранию слоем. При этом вдвижной цилиндрический полый гибкий элемент может быть выполнен в виде сплошной трубки, вихретоковый зонд снабжен тяговым тросом с пояском, пропущенным в полостях вдвижного элемента и корпуса и закрепленным в полости последнего посредством компаунда, электрические провода по меньшей мере в части своей длины закручены в виде спиралей, а вихретоковый зонд снабжен коаксиальными проводниками, соединен н ыми с электри1836634. ческими проводами внутри вдвижного элемента, и зажимной втулкой, закрепленной в вдвижном элементе в месте соединения электрических проводов с коаксиальными проводниками, а эажимная втулка выполнена с продольными отверстиями для коаксиальных проводников, имеющими радиальные прорези вдоль образующей втулки, а коаксиальные проводники установлены в продольных отверстиях с натя- 10 гом.
На фиг. 1 изображен вихретоковый зонд для контроля труб парогенератора, продольный разрез; на фиг. 2 — вихретоковый зонд с защитным элементом и вдвижным 15 гибким элементом в виде сплошной трубки; на фиг. 3 —. зажимная втулка.
Вихретоковый зонд для контроля труб парогенератора содержит полый цилиндри ческий корпус 1, установленный в кольце- 20 вом пазу 2 на боковой поверхности корпуса кольцевой каркас 3 из керамического материала по крайней мере с двумя катушками 4 индуктивности, поверхность которых AGкрыта стойким к истиранию слоем. Концы проводов 5 катушек 4 введены в полость 6 корпуса, оснащенные изолирующей оболочкой 7 электрические провода 8 введены в полость 6 корпуса. Концы, проводов 8 скреплены с концами проводов 5 катушек 4 индук- 30 тивности. Вихретоковый зонд содержит также вдвижной цилиндрический гибкий элемент 9, закрепленный на одном иэ торцов корпуса 1 направляющий гибкий элемент 10 в виде цилиндрической пружины, 35 закрепленной на втором торце корпуса, и защитный элемент 11, закрепленный на свободном конце цилиндрической пружины.
Корпус 1 выполнен разъемным. Одна "0 часть его представляет собой фланец 12, служащий одной из стенок кольцевого паза.
Этот фланец расположен со стороны вдвижного элемента 9 и скреплен с второй частью
13 корпуса посредством резьбы 14. Элект- 45 рические провода 8 выполнены многожильными, а места скрепления их с концами проводов 5 расположены в части полости корпуса 1и залиты компаундом 15.
При этом вдвижной элемент 9 выполнен 50 в виде сплошной трубки 16.
Вихретоковый зонд имеет также тяговый трос 17 с пояском 18, Трос 17 пропущен в полостях вдвижного элемента 9 и корпуса
1, в полости которого трос 17 закреплен посредством компаунда, Провода 8 по меньшей мере в части своей. длины закручены в виде спиралей и соединены внутри вдвижного элемента 9 с коаксиальными проводниками 19. которые зафиксированы в месте соединения внутри вдвижного элемента с помощью зажимной втулки 20. Втулка 20 выполнена с продольными отверстиями для коаксиальных про- водников 19 и имеет радиальные прорези 21 вдоль образующих, а коаксиальные проводники установлены в этих отверстиях с натягом, Вихретоковый зонд работает следующим образом.
Посредством подающего устройства (на чертеже не показано) вихретоковый зонд1 вдвигается в контролируемую трубу парогенератора и благодаря своей конструкции преодолевает гибы трубы, позволяя проводить неразрушающий вихретоковый контроль по всей ее длине. Конструкция зонда позволяет увеличить срок службы зонда за счет повышенной стойкости к истиранию и коррозионной стойкости, обеспечивает прохождение нескольких следующих друг за другом изгибов труб без повреждения электрических соединений в.зонде.
Формула изобретения
1. Вихретоковый зонд для контроля труб парогенератора, содержащий полый цилиндрический корпус, установленный в кольцевом пазу на боковой поверхности корпуса кольцевой каркас по крайней мере с двумя катушками индуктивности, концы проводов которых введены в полость корпуса, оснащенные изолирующей оболочкой электрические провода, введенные в полость корпуса, концы которых скреплены с концами проводов катушек индуктивности, вдвижной цилиндрический полый гибкий элемент, закрепленный на одном из торцов корпуса, в полости которого размещены электрические провода, и направляющий гибкий элемент в виде цилиндрической пружины, один конец которой скреплен с вторым торцом корпуса. и защитного элемента, закрепленного на свободном конце цилиндрической пружины, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения долговечности. корпус выполнен раэьемным, одна часть его представляет собой фланец, служащий одной иэ стенок кольцевого паза, расположенный со стороны вдвижного элемента и скрепленный с второй частью корпуса посредством резьбы, электрические провода выполнены многожильными, а места скрепления их с концами проводов катушек индуктивности расположены в части полости корпуса и залиты компаундом, кольцевой каркас изготовлен иэ керамического материала, а поверхность катушек индуктивности покрыта стойким к истиранию слоем, 183 б634
2. Зондпо и.1. отл и ча ю щийс ятем, что вдвижной цилиндрический полый гиб,кий элемент выполнен в виде сплошной трубки.
3. Зонд по пп. 1 и2, отл и ч а ю щи йс я тем, что он снабжен тяговым тросом с пояском, пропущенным в полостях вдвижного элемента и корпуса и закрепленным в полости последнего посредством компаунда.
4.3ондпопп,1 — З,отличающийс я тем, что электрические провода по меньшей мере в части своей длины закручены в виде спиралей, а вихретоковый зонд снаб. жен коаксиальными проводниками, соединенными с электрическими проводами внутри вдвижного элемента, и зал:имной втулкой. закрепленной во вдвижном элементе в месте соединения электрических проводов
5 с коаксиальными проводниками.
5. Зондпо и. 4, отл и чаю щи йс ятем, что эажимная втулка выполнена с продольными отверстиями для коаксиальных проводников, имеющими радиальные прорези
10 вдоль образующей втулки, а коаксиальные проводники установлены в продольных отверстиях с натягом.
Приоритет по пунктам
13,04.89 по пп 1-3;
15 . 25.09,89 по пп. 4 и 5.
1836634
ФФ?. 5
Составитель И.Кесоян
Текред М, Моргентал Корректор Л,Ливринц
Редактор Т.Куркова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина. 101
Заказ 3018 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



